| 06 февраля 2001 года. |
СУПЕРБАНКА НЕ БУДЕТ
МИХАИЛ МАТОВНИКОВ
В середине февраля состоится собрание акционеров Московского
международного банка (ММБ), на котором должна получить юридическое
оформление "сделка года" на российском банковском рынке. Уже
объявлено о слиянии ММБ и российского отделения "Банка Австрия
кредитанштальт". Предполагается, что объединенная структура будет
действовать под именем ММБ.
В результате образуется банк, который сможет претендовать на
четвертую строчку в списке крупнейших банков России после Сбербанка,
Внешторгбанка и Газпромбанка и пятую - по вкладам населения. Слияние
может улучшить невысокий, по российским меркам, коэффициент
достаточности капитала ММБ (11,2 проц., при минимально установленном
значении - 10 проц.).
Однако на практике преимущества этого слияния совсем не очевидны.
Дело в том, что российское слияние, по существу, является "тенью"
слияний материнских компаний обоих банков: баварского "Хипо унд
ферейнсбанк" и венского "Банка Австрии". Соответственно вряд ли
ситуация с объединением российских "дочек" особо просчитывалась.
Объединение двух достаточно сильных банков - процесс достаточно
сложный, требующий крайне осторожного подхода. В случае с ММБ и
банком "Кредитанштальт" фактически произойдет уничтожение одного из
них. Достаточно большой первоначальный размер активов двух кредитных
организаций и различие в рыночных нишах не позволяет рассчитывать на
значительное сокращение удельных опе-рационных расходов двух банков.
В то же время большую роль будет играть различие между марками
двух банков. ММБ традиционно имеет сильную репутацию на
корпоративном рынке, в то же время западные стандарты управления
банком ограничивают потенциальный круг российских клиентов
предприятиями, не нуждающимися в "специфических" банковских услугах,
которые активно предоставляются российскими банками. По мере
стабилизации в банковской системе и в реальном секторе доля ММБ в
активах росла, но уже со второго квартала началось ее постепенное
падение. Банк за период с 1 апреля по 1 октября 2000 года спустился
с 3-го на 6-е место по активам.
Слияние, скорее всего, не затронет корпоративную клиентуру
банков, которая достаточно близка у обоих банков. Заметное отличие -
ощутимо большая доля среди клиентов нерезидентов у "Банка Австрия",
но вряд ли их значительная часть перейдет на обслуживание в другие
банки в связи со слиянием.
Сделка, скорее всего, не приведет к резкому усилению конкурентных
позиций объединенной структуры, а на розничном рынке возможно даже
снижение объединенной доли банков. Столь же неочевидны и последствия
для акционеров. Даже в условиях конкуренции двух банков их стоимость
по отдельности все же выше, чем стоимость объединенной структуры,
так как объединение уничтожит пользующуюся авторитетом марку "Банка
Австрия", в которую уже были инвестированы значительные ресурсы.
Возможным решением было бы развитие новой совместной марки ММБ -
"Банк Австрия" с перепозиционированием объединенного банка в нишу
универсальных банков для сохранения конкурентных преимуществ каждого
из банков - как ММБ на оптовом рынке, так и "Банка Австрия" на
розничном рынке. Но это также немалые инвестиции и риски.
Места банков до и после слияния (по данным на 1.10.2000).
Сегмент рынка |
ММБ |
Банк Австрия |
После слияния |
Активы |
6 |
45 |
4 |
Кредиты небанковскому сектору |
22 |
73 |
20 |
Инвестиции в государственные ценные бумаги |
6 |
29 |
4 |
Обязательства |
3 |
47 |
2 |
Средства небанковского сектора (кроме долговых ценных бумаг) |
2 |
41 |
2 |
Расчетные счета |
12 |
53 |
9 |
Депозиты предприятий |
2 |
27 |
2 |
Депозиты граждан |
11 |
14 |
5 |
Долговые ценные бумаги |
45 |
647 |
44 |
Капитал |
19 |
21 |
10 |
Иностранные активы |
1 |
24 |
1 |
Иностранные обязательства |
25 |
28 |
13 |