|
Для иностранных банков в России остается все меньше доходных способов быть консервативными. Чтобы не нести убытков, приходится принимать на себя серьезные риски и развивать российский бизнес. Но легко на российском рынке зарабатывать уже вряд ли придется. До кризиса значительная часть бизнеса иностранных банков в России была крайне проста. Они привлекали дешевые кредиты материнских банков и размещали их в российские государственные долговые обязательства в рублях (ГКО - ОФЗ). В условиях стабильного курса рубля эта стратегия давала хороший доход. В итоге российские "дочки" иностранных банков оказались едва ли не главными жертвами кризиса 1998 года. Однако в момент кризиса иностранные банки пережили значительный приток новых, в том числе очень привлекательных, российских клиентов, которые переводили счета из рухнувших российских банков в другие банки, прежде всего Сбербанк и иностранные банки, справедливо надеясь на то, что их акционеры поддержат свои банки. Таким образом, сама жизнь заставила иностранные банки в России кардинально изменить стратегию как привлечения, так и размещения ресурсов. После 1998 года доля средств банков-нерезидентов в пассивах дочек иностранных банков в России неуклонно снижалась, а росла доля ресурсов предприятий, прежде всего российских, некоторые банки сделали упор на привлечение вкладов граждан. В активах же инвестиции в государственные ценные бумаги постепенно заменялись кредитами небанковскому сектору. С количественной точки зрения присутствие иностранных банков в России сравнительно невелико. Их доля в активах банковской системы России к 1 апреля 2001 года достигла 5,7 проц. (7,7 проц. без учета Сбербанка), доля в кредитовании предприятий еще меньше - 4,5 проц., в привлечении расчетных счетов предприятий-резидентов - 3,6 проц., депозитов граждан - 1,5 проц. (6,6 проц. без учета Сбербанка). Постепенно иностранное присутствие на рынке растет. За период с 1 января по 1 августа 2001 года число кредитных организаций с долей иностранного капитала увеличилось с 33 до 35. Очень важно, что новые участники рынка часто приходят со стремлением занять свою долю рынка, а не просто обслуживать финансовые потоки клиентов. Переориентация иностранных банков на работу с российскими клиентами - процесс довольно длительный, и рано говорить, что он уже затронул большинство российских "дочек" иностранных банков. Однако у них остается все меньше пространства для выбора. Банки, занявшие выжидательную позицию, ведущие консервативную политику размещения ресурсов, оказываются убыточными. То, что на иностранные банки приходится непропорционально много прибыли - 8,7 проц. (14,7 проц. без Сбербанка) при доле по активам 5,7 (7,7 проц. без Сбербанка), определяется в основном влиянием Ситибанка - самого прибыльного из иностранных банков. Тем не менее те иностранные банки, которые активно начали работать на российском рынке, оказывают на него заметное влияние. Райффайзенбанк стал заметным участником рынка депозитов граждан, войдя в десятку крупнейших розничных банков, 11-й по активам Ситибанк не только является одним из самых прибыльных банков в России, но и оказывает значительное влияние на обслуживание корпоративных заемщиков, в том числе благодаря выгодным условиям кредитования. Дисциплинирующее влияние иностранцев проявляется в том числе и через повышение российских стандартов ведения банковского бизнеса. Проблема конкуренции может быть сформулирована противоположным образом. В России уже действует 21 банк со 100-процентным иностранным капиталом, при этом стандарты и рыночная стратегия этих банков достаточно близки, а число потенциальных клиентов, удовлетворяющих строгим запросам, весьма ограниченно. По всей видимости, в России не требуется более 4-5 крупных иностранных банков с универсальным спектром операций, остальным придется искать себе нишу. В результате конкуренция в группе иностранных банков становится все более жесткой. Многие иностранные банки воспринимаются клиентами, особенно частными, как равно привлекательные банки, поэтому очень небольшие различия в процентной политике, тарифах и условиях обслуживания оказываются критически важными при выборе банка. Сейчас мало просто прийти на российский рынок под маркой иностранного банка и обеспечить клиентам достойное качество услуг. Не случайно вновь появляющиеся иностранные банки заявляют о выделении новых сегментов рынка, пока не охваченных конкурентами. Например, Дельта-банк заявил о намерении работать со средним бизнесом - ниша, где уже присутствует КМБ-банк, Райффайзенбанк и Банк Австрия добились больших успехов в привлечении средств частных граждан. Стоит сказать, что многие российские банки, в свою очередь, питают надежду на партнерство с иностранными банками. В странах Центральной и Восточной Европы иностранцы активно покупали местные банки и теперь контролируют большую часть активов. В России случаи покупки иностранцами значимых пакетов в уже существующих банках единичны, а крупные иностранные банки всегда предпочитали организовывать в России собственные дочерние банки, а не приобретать доли у российских собственников. Подобные надежды более или менее обоснованны только в отношении иностранных организаций, преследующих некоммерческие цели, в частности ЕБРР. До сих пор такого рода партнерство чаще заканчивалось печально для иностранных акционеров, не обладавших контрольным пакетом. Например, ЕБРР был миноритарным акционером Токобанка и Инкомбанка. Естественно, эти потери не могли не привести к изменениям в отношении банка к подобным операциям. Однако подобные надежды все же не совсем лишены оснований. Уже в 2001 году ЕБРР вошел в капитал нижегородского НБД-банка. Однако деятельность ЕБРР не в полной мере является коммерческой, поэтому для него развитие партнерских банков, в том числе с участием в капитале, действительно может быть важнее развития собственного бизнеса. Но другим иностранным банкам в России придется еще серьезно поработать, чтобы занять достойное место. |
|
Copyright © Михаил Матовников 2000-2024. При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна. |