Куда податься частному
вкладчику
Конкуренцию Сбербанку могут
составить иностранцы и частные российские банки, пережившие
кризис
МИХАИЛ МАТОВНИКОВ
Автор - к.э.н., главный эксперт Центра
экономического анализа агентства "ИНТЕРФАКС"
|
Банк Москвы - один из крупных российских банков,
переживших кризис 1998 года МЮ: со мной этот рисунок не согласован! |
ПОСЛЕ банковского кризиса 1998 года российские банки постепенно
начинают осознавать истины, до сих пор бывшие для них достаточно
абстрактными категориями из зарубежного опыта. Одно из таких ставших
вдруг актуальными понятий - банковская марка. Это особенно важно,
когда речь идет о розничном рынке, о работе с физическими лицами.
Частным вкладчикам невозможно указать банк, в котором хранить
сбережения (исключение составляют только карточные зарплатные
схемы). Единственный способ - это повышать доверие к банку.
Большинство вкладчиков, выбирая банк, не интересуются финансовой
отчетностью банков, а ориентируются на совершенно другие
характеристики банка, среди которых воспринимаемая надежность банка
является одним из важнейших критериев. Специфика российского
посткризисного рынка депозитов состоит в остром дефиците банков,
пользующихся доверием граждан.
Кризис 1998 года в России
уничтожил марки ряда крупных коммерческих банков. До кризиса
существовало несколько банковских марок с высокой репутацией:
Инкомбанк, СБС-АГРО, "Российский кредит", "Менатеп", МОСТ-банк и
другие. Эти марки создавались по 5-6 лет, а в их развитие были
вложены большие деньги. Сам по себе этот список свидетельствует,
что, к сожалению, популярная марка еще не означает реальную
надежность, о чем стоит помнить потенциальным вкладчикам. Однако,
верно и другое: высоконадежный банк с неизвестной или не внушающей
доверия маркой не сможет завоевать значительную долю
рынка.
Самые развитые банковские марки предкризисного периода
создавались не один год. К 1996 году начался быстрый рост рынка
депозитов, выведший на первые строчки в списке крупнейших банков
именно розничные банки. В результате к середине 1998 года из 5
крупнейших российских банков четыре имели выраженную розничную
специализацию. Можно с большой уверенностью прогнозировать, что
через два-три года именно розничные банки будут играть ведущую роль
в банковской системе России, а в долгосрочной перспективе именно
доверие вкладчиков будет одним из ценнейших активов.
Доля
рынка Сбербанка стабилизировалась
На самой первой стадии
передела рынка после кризиса 1998 года решающее значение имел фактор
наличия реальных или подразумеваемых гарантий по вкладам в банках.
Естественно, это не могло не привести к значительному росту рыночной
доли Сбербанка. В 2000 году фактор государственных гарантий по
вкладам граждан в Сбербанке продолжил работать. На Сбербанк
приходится 75% от совокупного прироста на депозитных счетах граждан
в банках. В III квартале 2000 года наметилась робкая тенденция
снижения доли депозитов в Сберегательном банке, но в IV квартале она
не получила развития, доля Сбербанка опять немного подросла. На
поддержание доли Сбербанка работает, в частности, и очередная
индексация пенсий. Вопреки расхожему мнению о бедности пенсионеров,
именно на эту категорию населения приходится почти половина всех
вкладов граждан в российских банках.
Снижение доли Сбербанка
в III квартале 2000 года связано с изменениями в процентной политике
банка. С 1 августа Сбербанк резко (в среднем в два раза) снизил
проценты, выплачиваемые по вкладам граждан. Впервые с момента
кризиса такие действия банка сказались на его доле рынка. В
1996-1997 годах каждое снижение процентных ставок Сбербанком вело к
падению его доли рынка на несколько процентных пунктов в следующем
месяце или как минимум к снижению темпов роста его доли. Но скоро
Сбербанк восстанавливал свои позиции, так как его примеру следовали
другие банки и также снижали ставки. После кризиса в течение долгого
времени никакие изменения процентов не сказывались на его
конкурентных позициях, в частности, предыдущее снижение процентов в
апреле 2000 года сопровождалось даже усилением позиций
Сбербанка.
На этот раз коммерческие банки также быстро вслед
за Сбербанком снизили проценты по вкладам, в результате за год
средневзвешенная процентная ставка по вкладам граждан в рублях
сроком до 1 года, включая вклады до востребования, упала с 13,4% в
январе 2000 года до 4,7% в феврале. По валютным вкладам снижение
было меньшим, но также заметным. Снижение процентных ставок по
депозитам поможет коммерческим банкам конкурировать со Сбербанком.
По мере снижения уровня процентных ставок сравнительно небольшие
отличия в процентных ставках между коммерческими банками и
Сбербанком станут играть все большее значение. Различие между 25 и
27 процентами в Сбербанке и коммерческом банке невелико, поэтому
большинство вкладчиков предпочитали Сбербанк, теперь различие между
10% и 12% или 5% и 6% становится все более ощутимым для
вкладчиков.
Группа лидеров
С ростом доверия населения
к банкам конкуренты смогут претендовать на все большую часть новых
клиентов. В этих условиях выбор банка все в большей степени
определяется с учетом комбинации процентной политики и его
надежности. Уже в 2000 году динамика вкладов граждан в банках
зависела от характеристик банков, которые в большей степени
ассоциируются с маркой банков.
Наибольших успехов на рынке
достигли банки, благополучно пережившие кризис 1998 года. Активная
рекламная кампания Альфа-банка, одного из немногих банков, выбравших
именно такой путь расширения доли рынка, в связи с десятилетием
банка с привлечением иностранных и российских партнеров постепенно
превращает его в потенциально очень сильного игрока на рынке, даже
при низких процентных ставках, установленных банком. На рынке
пластиковых карточек Альфа-банк по привлеченным средствам втрое
превосходит даже Сбербанк. К этой же группе можно отнести еже
несколько банков, активно позиционирующихся как розничные банки, -
это Банк Москвы и Автобанк.
Однако пока еще среди московских
банков наибольшие темпы роста привлеченных средств граждан
демонстрируют банки, которые привлекли эти средства в ходе
реализации зарплатных схем своих корпоративных клиентов. К этой
категории относятся, например, Газпромбанк, Доверительный и
инвестиционный банк и Внешторгбанк.
Иностранные банки в
полной мере пожинают плоды наличия неявных гарантий материнских
банков и доверия к профессионализму менеджмента российских банков.
Среди 100 крупнейших банков наибольшие темпы роста депозитов частных
лиц характерны именно для этой группы банков. К традиционным лидерам
рынка депозитов частных лиц среди иностранных банков - Банку Австрия
и Райффайзенбанку - приближается голландский АБН-АМРО банк, за год
увеличивший остатки на счетах граждан в 4,5 раза. Но соперничеству
на этом подсегменте рынка двух австрийских банков, похоже, приходит
конец. Объявленное слияние ММБ и Банка Австрия Кредитанштальт
(Россия) выведет последнего из игры как прямого и практически
единственного конкурента Райффайзенбанка в этом сегменте. ММБ был
одним из очень немногих банков, где в 2000 году произошло снижение
абсолютной суммы привлеченных депозитов как в рублях, так и в
валюте. По видимости, вместо усиления конкурентных позиций
объединенный банк на рынке депозитов, скорее всего, будет сдавать
позиции конкурентам, действующим под иностранными марками.
Произойдет это в результате того, что будет уничтожена ценимая на
российском рынке марка Банка Австрия.