СКОЛЬКО СТОИТ СИСТЕМА СТРАХОВАНИЯ ЧАСТНЫХ
ВКЛАДОВ
Леонид МИХАЙЛОВ, Людмила СЫЧЕВА,
Евгений
ТИМОФЕЕВ, Дарья БАЛАШОВА, Михаил МАТОВНИКОВ,
Центр
банковского анализа, Лаборатория проблем финансового
сектора
13 октября Совет Федерации отклонил законопроект "О
гарантировании вкладов граждан в банках", который в конце сентября
прошел третье чтение в Государственной Думе. 22 октября была создана
согласительная комиссия. Ситуация, сложившаяся вокруг этого
законопроекта, лучше всего характеризуется формулой "принять нельзя
отклонить" - все есть, кроме запятой, которую осталось поставить в
нужном месте.
Отсутствие механизма снижения риска депозитов
населения в банках привело к тому, что бегство вкладчиков стало
одним из важнейших факторов развертывания системного банковского
кризиса. Отток рублевых депозитов частных лиц в августе-сентябре
1998 года можно оценить в 17% от суммы вкладов на 1 августа.
Уменьшение вкладов в иностранной валюте продолжалось до конца 1998
года и достигло почти 3 млрд. долл. - половины суммы по состоянию на
1 августа.
Идею Федеральной резервной корпорации гарантирования
вкладов в банках (далее - Корпорация) Павел Медведев начал пробивать
с 1993 года. После банковского кризиса 1995 года ее необходимость
стала очевидной, сформировался и механизм покрытия ее обязательств -
за счет накопленных взносов банков (1% от суммы привлеченных вкладов
частных лиц), без привлечения бюджетных средств. Однако реальностью
этот механизм не стал и по сей день.
Одна из причин, на наш взгляд, заключается в том, что
очень трудно ответить на главный вопрос: 1% - это много или мало? И
главное - удастся ли с помощью сформированных таким образом резервов
сбить панику неорганизованных вкладчиков в случае очередных
банковских потрясений? Прекрасно понимая, что расчеты такого рода
могут носить только приблизительный характер - невозможно
спрогнозировать поведение банков и вкладчиков, если будет
действовать механизм гарантирования вкладов - мы, тем не менее,
предприняли попытку получить ответ на эти вопросы. При этом исходили
из следующих предположений.
Членами Корпорации являются все действующие банки, за
исключением Сбербанка.
Депозиты граждан в банках с отозванной лицензией
подлежат компенсации в полном объеме вне зависимости от размера
вклада. Это допущение связано с отсутствием данных о среднем размере
вклада на одно физическое лицо и несколько завышает обязательства
Корпорации перед вкладчиками.
Объем обязательств Корпорации рассчитывался в двух
вариантах. Максимальный размер обязательств был определен как сумма
депозитов граждан в банках с отозванной лицензией по состоянию на
конец квартала, в течение которого лицензия была отозвана. Второй
вариант предполагает, что часть депозитов будет возвращена самими
банками за счет имеющихся у них ликвидных активов, в состав которых
были включены: средства в кассе банка, ФОР, депозиты в ЦБР и
корсчета.
В качестве базы взносов в резерв Корпорации была
принята полусумма остатков на депозитных счетах граждан в
действующих банках на начало и конец квартала.
Доля вкладов граждан в иностранной валюте в общей
сумме вкладов на начало 1998 года была оценена по данным на конец
первого квартала. При отсутствии на конец квартала данных о сумме
обязательств перед вкладчиками банка, лицензия которого была
отозвана, в расчете были использованы данные на последнюю имевшуюся
дату.
С учетом перечисленных допущений отношение депозитов
физических лиц в банках, чьи лицензии были отозваны в
соответствующем квартале, к сумме депозитов в банках с неотозванной
лицензией можно рассматривать как индикатор ставки взносов в резерв
Корпорации, необходимой для полного покрытия расходов по компенсации
вкладов граждан в банках с отозванной лицензией. Его динамика для
1998 - первой половины 1999 года приведена на рис. 1 и показывает
уровень отчислений банков, необходимый для покрытия обязательств
Корпорации без учета ее стартового капитала.
График 1. Отношение депозитов физических
лиц в банках, чьи лицензии были отозваны в соответствующем квартале,
к сумме депозитов в банках с неотозванной лицензией в годовом
выражении
Примечание: отзывы лицензий, произведенные 1-2.07.1999,
условно отнесены на II квартал.
Обращают на себя внимание заметные колебания
расходов на компенсацию без учета ликвидных активов между кварталами
- от 1,6% до 7,1% в годовом исчислении. С учетом корректировки на
ликвидные активы относительно благополучное положение с возможными
выплатами Корпорации за счет резерва сохранялось бы до четвертого
квартала 1998 года. В течение этого периода отношение депозитов
физических лиц в банках, чьи лицензии были отозваны в
соответствующем квартале, уменьшенное на их ликвидные активы, к
сумме депозитов в действующих банках в годовом выражении не
превышало 1,5%. Различия в динамике показателя с учетом и без учета
ликвидных активов банков, потерявших лицензии, отражают весьма
различное финансовое положение банков, лицензии которых были
отозваны в течение первых трех кварталов 1998 года.
Для покрытия обязательств в течение трех кварталов,
начиная с октября 1998 года, ставка календарных взносов в годовом
выражении должна была бы составлять в зависимости от квартала от
2,6% до 39,2% вкладов. В среднем за этот период квартальный взнос
должен был бы составлять 5%, а годовой - 20% среднего
хронологического балансового остатка вкладов частных лиц.
Нагрузка на активы действующих банков расходов,
необходимых для выполнения обязательств Корпорацией, приведена на
рис. 2. В течение трех первых кварталов 1998 года она составляла в
среднем 0,3% активов, в течение следующих трех кварталов - 1,4%
активов действующих банков.
График 2. Отношение депозитов
физических лиц в банках, чьи лицензии были отозваны в
соответствующем квартале, к сумме активов в банках с неотозванной
лицензией в годовом выражении
В первоначальной редакции законопроекта ставка
календарных взносов была заложена в размере 1%, но затем, учитывая,
очевидно, тяжелое положение банковской системы, она была снижена до
0,6% (0,15% за квартал). Одновременно потолок страхуемой суммы был
увеличен за счет введения еще одного диапазона страхуемых вкладов:
от 250 до 1000 МРОТ (см. табл. 1). Как видно из расчетов,
приведенных в таблице, максимальная сумма компенсации составляет
50261 рубль. В соответствии с курсом, заложенным в бюджет на 2000
год (32 рубля за $1), это составляет $1671. Таким образом,
долларовый эквивалент максимально страхуемой суммы в новой редакции
уменьшен (максимальная сумма компенсации в первой редакции превышала
$3000, что составляло 91% вклада в 250 МРОТ, в последней редакции
максимальная сумма компенсации составляет 64% вклада в 1000
МРОТ).
Таблица 1. Предполагаемый размер
компенсации на одного вкладчика
Размер вклада |
Процент компенсации |
Сумма компенсации (руб.) |
до 20 МРОТ |
100 |
до 1670 |
от 20 до 250 МРОТ |
90 |
до 18952 |
от 250 до 1000 МРОТ |
50 |
до 50261 |
Из опубликованной информации о результатах перевода в
Сбербанк России обязательств перед вкладчиками Мост-банка,
Мосбизнесбанка, Промстройбанка, банков МЕНАТЕП, СбС-АГРО и
Инкомбанка следует, что общая сумма принятых Сбербанком обязательств
составила 7,1 млрд. руб., а число новых вкладчиков -459 тысяч. Таким
образом, средний размер вклада - 15,5 тысячи рублей, что при
равномерном распределении вкладов и в первой и в последней редакциях
закона означало бы возврат более 14 тысяч рублей, или 91%
компенсации вклада в случае, если бы ответственность по этим
обязательствам легла на Корпорацию.
В законопроекте определены источники формирования
стартового резерва Корпорации: Банк России и Правительство (взнос 2
млрд. руб.), а также банки, чьи вступительные взносы должны
составлять 0,5% собственных средств. Наши расчеты показывают, что
учет этих сумм не оказывает принципиального влияния на выводы о
достаточности или, вернее, недостаточности средств, аккумулируемых
Корпорацией для исполнения возникающих у нее обязательств. Если
предположить, что Корпорация начала бы функционировать в 1998 году,
ее средств не хватило бы даже на компенсацию вкладчикам тех банков,
которые потеряли лицензию в течение первых 10 месяцев (см. табл. 2 и
рис. 3). Динамика потребности Корпорации в дополнительных источниках
финансирования приведена в табл. 2 и на рис. 4. Если бы Корпорация
начала функционировать с 1999 года, то ее расходы были бы несколько
ниже, но все равно остались опасно высокими: за полгода они
составили бы 52% резерва Корпорации с учетом календарных взносов
банков.
Таблица 2. Динамика резерва Корпорации при
условии ее создания
в начале 1998 года (млрд.
руб.)
N |
Показатель |
1 кв. 98 |
2 кв. 98 |
3 кв. 98 |
4 кв. 98 |
1 кв. 99 |
2 кв. 99 |
1 |
Средства корпорации на начало квартала* |
2.47 |
2.43 |
2.40 |
2.29 |
-1.40 |
-1.50 |
2 |
+ Доходы Корпорации** |
0.07 |
0.08 |
0.09 |
0.07 |
0.08 |
0.08 |
3 |
- Расходы Корпорации по компенсации
вкладчикам*** |
0.11 |
0.11 |
0.20 |
3.76 |
0.18 |
1.09 |
4 |
Сальдо доходов и расходов Корпорации [2]-[3] |
-0.04 |
-0.03 |
-0.11 |
-3.69 |
-0.10 |
-1.01 |
5 |
Средства корпорации на конец квартала [1]+[4] |
2.43 |
2.40 |
2.29 |
-1.40 |
-1.50 |
-2.51 |
6 |
Минимальный размер резерва Корпорации по
законопроекту**** |
2.39 |
2.57 |
2.98 |
2.29 |
2.66 |
2.59 |
7 |
Потребность в дополнительном финансировании за
квартал |
0 |
0.17 |
0.52 |
3.00 |
0.47 |
0.94 |
8 |
Потребность в дополнительном финансировании накопленным
итогом [6]-[5] |
0 |
0.17 |
0.69 |
3.69 |
4.16 |
5.10 |
* на
1.01.98 - уставный капитал: 2 млрд. руб. - взнос ЦБР и
Правительства (в Бюджете-2000 не предусмотрено) и 0.47
млрд. руб. - вступительные взносы коммерческих банков по
ставке 0.5% от величины собственных средств на начало
года; ** календарные квартальные взносы
банков; *** сумма депозитов частных лиц в
банках, лицензия которых была отозвана в данном квартале,
уменьшенная на сумму ликвидных активов этих
банков; **** 5% от суммы застрахованных
депозитов на конец квартала. |
График 3. Динамика средств корпорации, при
условии ее создания
в начале 1998 года
График 4. Потребность Корпорации в
дополнительном финансировании, при условии ее создания в начале 1998
года
Расчеты, таким образом, показывают, что организация
Корпорации в предложенном законопроектом виде едва ли сможет решить
проблемы гарантирования вкладов населения в банках. Хотелось бы
одновременно обратить внимание еще на ряд моментов, требующих, на
наш взгляд, корректировки.
Вряд ли можно считать нормальным, что Корпорация не
получает никаких особых прав на активы банков, исполнение
обязательств которых она должна осуществлять. Не регулируются в
законопроекте и расходы Корпорации на текущую деятельность,
источники их финансирования. Если это те же календарные взносы
банков, то средства для выплат вкладчикам могут оказаться заметно
урезанными. В проработке нуждается и организация работы с
вкладчиками региональных банков: в силу масштабов национальной
территории и небольших размеров самих банков, расходы Корпорации на
организацию компенсации по вкладам могут оказаться выше, чем
потенциальное их возмещение в соответствии со статьей 21
законопроекта.
Никак не регулирует законопроект и отношения
Корпорации с Агентством по реструктуризации кредитных организаций. В
то же время АРКО в октябре приняло собственное Положение об
обеспечении возврата вкладов граждан (см. "Банковское дело в
Москве", N10, 1999) в банках, находящихся под управлением Агентства.
Как сообщил председатель Совета директоров АРКО первый вице-премьер
Правительства Виктор Христенко, решение о гарантировании вкладов
будет приниматься по тем банкам, которые успешно проходят
реструктуризацию под контролем АРКО и не имеют просроченной
задолженности перед кредиторами. Границы компенсации в Положении
установлены на том же уровне, что и в законопроекте, утвержденном
Государственной Думой. Для обеспечения гарантий вкладов граждан
предполагается создать гарантийный фонд, в который войдут как
средства АРКО, так и средства банков, которые должны отчислять в
фонд 0,01% от среднего остатка вкладов за год. Положение вступает в
силу с 1 ноября, и уже в этом году в таком режиме гарантирования
вкладов, по мнению В. Христенко, могут начать работу 5-7
региональных банков.
Таким образом, идея гарантирования вкладов граждан
начинает все же становиться реальностью. Думается, что внесение
необходимых уточнений в законопроект и его принятие, а также
использование опыта АРКО, накопленного в ходе практического
применения Положения, станет практическим шагом к формированию
общегосударственной системы страхования депозитов.