ГОСУДАРСТВО ОСТАЕТСЯ ВЫГОДНЫМ ПАРТНЕРОМ
БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ
Михаил МАТОВНИКОВ, главный эксперт Центра
экономического анализа агентства Интерфакс, к.э.н. |
За полгода объем средств федерального бюджета,
размещенных в банках, увеличился почти вдвое. На Сбербанк приходится
79% остатков на текущих счетах Минфина РФ. Ряд банков, получивших
статус уполномоченных банков отдельных министерств и ведомств,
значительно упрочили свои позиции в списке крупнейших. За полгода от
операций с государственным сектором банки получили 26 млрд. рублей
прибыли. Данные о результатах работы банков с государственными
ценными бумагами опровергают тезис об их низкой
привлекательности.
С 1 января по 30 июня 2000 года средства федерального
бюджета в банках России увеличились с 5,9 млрд. рублей до 11,5 млрд.
рублей (см.таблицу 1). Доля средств на счетах в московских банках за
полгода увеличилась еще на 1 процентный пункт до 95,9%. В
региональном разрезе существенное увеличение остатков произошло в
Санкт-Петербурге и Челябинской области. Средства Минфина составляют
более половины средств кредиторов банков, связанных с федеральными
органами власти, включая предприятия, находящиеся в федеральной
собственности. По действующей практике бухгалтерского учета банки
учитывают на счетах, определенных в Плане счетов для учета средств
предприятий в федеральной собственности, также средства других
министерств и ведомств (кроме Минфина и ведомств, специально
указанных в Плане счетов). Всего на средства федерального бюджета и
связанных с ним организаций на середину года приходилось примерно
8-10% обязательств банков по депозитам и расчетным счетам.
Минфин, другие ведомства и внебюджетные фонды
разместили в банках России 30,6 млрд. рублей, из которых на средства
Минфина России пришлось 37% (см.
таблицу 3). Однако прямые кредиты коммерческих банков
государственному сектору оказались крайне незначительны. Государство
в лице Минфина России и федеральных внебюджетных фондов практически
полностью отказалось от привлечения кредитов банков. В сфере
операций с предприятиями в федеральной собственности (статья, по
которой в том числе проходит в учете банков и ряд федеральных
министерств) объем привлеченных средств оказался равен 71,8 млрд.
руб., а выданных кредитов - 26,3 млрд. рублей. Таким образом, в
клиентских операциях государство стало выраженным нетто-кредитором
банков на сумму 76,1 млрд. рублей.
Средства государственных структур федерального
подчинения все больше сосредотачивается в одном банке. На Сбербанк
приходится более 90% остатков на текущих счетах Минфина РФ. Впрочем,
средства предприятий в федеральной собственности распределены
значительно более равномерно.
Статус уполномоченного банка отдельных ведомств
по-прежнему привлекателен. Концентрация средств государственных
структур в Сбербанке России еще не означает отсутствия возможностей
для отдельных банков получить в качестве клиента крупные
государственные структуры. Отдельные банки смогли обеспечить весьма
большие остатки на счетах клиентов из государственного сектора (см.
таблицы 2, 4
и 5).
БалтОНЭКСИМбанк и МДМ-банк поделили 61% от счетов
Государственного таможенного комитета (ГТК), размещенных в
банковском секторе России, опередив по этому показателю даже
Сбербанк. Обращает внимание, что в структуре обязательств
БалтОНЭКСИМбанка на средства ГТК приходится 46%.
Башкредитбанк привлек более полумиллиарда рублей
средств Пенсионного фонда России, хотя и уступает по этому
показателю почти вдвое Сбербанку. Впрочем, время, когда Пенсионный
фонд и другие социальные фонды были одними из самых завидных
клиентов, проходит. Перевод фондов на казначейскую систему
исполнения сократит и без того сильно сжавшийся рынок. Наконец банк
Транскредит, головной банк Министерства путей сообщения, привлек
более 1 млрд. рублей обязательств за счет средств МПС, что составило
почти 20% пассивов банка и обеспечило ему 39-е место по величине
активов в списке Интерфакс-100. Балтийский банк, обслуживающий счета
Октябрьской железной дороги, уступает Транскредиту по объему
привлеченных средств МПС в 14 раз!
За полгода от операций с государственным сектором
банки получили 26 млрд. рублей прибыли. Несмотря на то, что
государственные структуры являются в целом нетто-кредиторами
банковской системы России, отношения с государством, даже если
оставить в стороне операции с государственными ценными бумагами, в
целом являются доходными для банковской системы (см.
таблицу 6). Разность доходов по кредитам государственному
сектору и расходов по его счетам и депозитам в целом по банковской
системе оказалась положительной и составила 732,7 млн. рублей.
Однако этот результат обеспечивает в основном Сбербанк, без него
результат по операциям с государственными клиентами отрицательный:
-321,6 млн. рублей. Но доходы от размещения привлеченных средств
более чем окупают эти затраты.
Другие аспекты отношений с государственным сектором
также являются прибыльными для банковской системы. Масштабные
операции по стерилизации эмиссии за счет депозитных операций Банка
России обеспечили банкам процентный доход в размере 1,7 млрд. рублей
за полгода, что значительно превышает платежи по кредитам ЦБ РФ. Но
самым весомым источником дохода остаются операции с государственными
ценными бумагами.
Доходы банков по федеральным ценным бумагам составили
в первом полугодии 21 млрд. рублей. Вторая рекапитализация
банковского сектора за счет государства (первая пришлась на 1996
год) уже началась. В 1999 году государство потратило в два приема
21,5 млрд. рублей на восстановление капитала Внешторгбанка, прочие
банки получили в качестве дохода на ценные бумаги 42,3 млрд. рублей,
в том числе Сбербанк - 26,8 млрд. рублей. Естественно, при таких
доходах вопрос о специальной рекапитализации Сбербанка не стоял. В
2000 году тенденция эта сохранилась. За первое полугодие 2000 года
доходы банков по федеральным ценным бумагам (как процентные, так и
от перепродажи, не включая доход от переоценки валютных бумаг и
нереализованный доход от изменения курсовой стоимости
государственных долговых обязательств) составили 21 млрд. рублей, в
том числе 14,3 млрд. рублей пришлось на Сбербанк.
Банковские данные пока не слишком подтверждают тезис о
непривлекательности государственных ценных бумаг как объекта
вложения. В 2000 году в среднем по 20 крупнейшим игрокам на рынке
доход на портфель ценных бумаг составил 11,5% от средней за
полугодие балансовой стоимости ценных бумаг. Если исключить влияние
Сбербанка, доходность будет еще выше: 18,8% за полгода. Коммерческие
банки (кроме Сбербанка) в среднем обеспечили больший доход и по
валютным бумагам.
Результаты от работы с ценными бумагами федерального
правительства, полученные отдельными банками, впечатляют (см.
таблицу 7). Максимальный доход, полученный Дойче Банком, в
207,5% за полгода на средний за период портфель, частично
обеспечивается тем, что банк продал весь портфель ценных бумаг к 1
июля 2000 года. При расчете средней хронологической величины
портфеля по ежедневным остаткам, расчетная доходность портфеля могла
бы снизиться вдвое, но все равно остается очень высокой, повторяя
результат Росбанка. Чем крупнее портфель, тем меньше возможности по
управлению им, именно этим объясняются умеренные результаты
Сбербанка и Внешторгбанка. Их результаты могут служить индикатором
доходности портфеля пассивного инвестора.
Эти цифры красноречиво свидетельствуют о достаточно
высокой привлекательности операций с государственными ценными
бумагами. Во втором квартале не наблюдалось значительного снижения
доходов банков от ценных бумаг, несмотря на снижение доходности
размещаемых выпусков. Достаточно вероятно формирование новой ловушки
для кредитных ресурсов на пути к реальному сектору, если
Правительство примет решение расширять заимствования, поскольку
доходность по кредитам при больших рисках уже очень близко подошла к
доходности государственных ценных бумаг.