Рейтинги России сдерживаются перегревом экономики и инфляцией
Fitch Ratings подтвердило долгосрочные рейтинги дефолта эмитента ("РДЭ") Российской Федерации в иностранной и национальной валюте на уровне "BBB+", прогноз "Стабильный". Также агентство подтвердило краткосрочный РДЭ в иностранной валюте "F2" и рейтинг странового потолка "A-" (A минус). "Высокие цены на сырьевые товары продолжают усиливать макроэкономические и финансовые позиции России, оказывая давление на суверенные рейтинги ("BBB+") в сторону повышения, – отмечает Эдвард Паркер, глава группы Fitch по суверенным рейтингам на развивающихся рынках Европы. – Однако в настоящее время рейтинги России сдерживаются ввиду обеспокоенности Fitch относительно перегрева экономики и инфляции на фоне относительно слабой банковской системы, что обуславливает риск возможной болезненной макроэкономической и финансовой коррекции". Рейтинги Российской Федерации поддерживаются сильными государственными финансами. По состоянию на конец 2007 г. совокупный государственный долг находился на уровне лишь 8,6% ВВП, в то время как медианный показатель для стран с рейтингом в категории "BBB" составляет 28%. По оценкам Fitch, профицит бюджета Российской Федерации в этом году составит около 6,3% ВВП, чему будут способствовать цены на нефть, позволяющие накопить к началу 2009 г. около 275 млрд. долл. (16% ВВП) в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния. В то же время в 2007 г. произошел рост государственных расходов более чем на 2 п.п. ВВП, что усиливает давление со стороны спроса. Ситуация в сфере внешних финансов Российской Федерации является еще одним позитивным рейтинговым фактором. По прогнозам Fitch, в 2008 г. профицит счета текущих операций составит свыше 6% ВВП, однако ожидается, что к 2010 г. профицит может исчезнуть по мере снижения цен на нефть и сохранения высокого роста импорта. По оценкам Fitch, в конце 2007 г. Россия являлась внешним нетто-кредитором по государственному долгу в размере около 99% текущих поступлений в иностранной валюте, в то время как соответствующий медианный показатель для стран с рейтингом в категории "BBB" составляет 21%. В то же время внешний долг частного сектора существенно повысился, до 413 млрд. долл. (32% ВВП) к концу 2007 г., что создает значительные потребности во внешнем финансировании. Чистый приток капитала в частный сектор резко замедлился с начала глобального кредитного кризиса, но валютные резервы России обеспечивают существенный запас ликвидности. Сильный экономический рост, наблюдающийся с начала 2000-х годов, также поддерживает рейтинги. Fitch ожидает, что в 2008 г. рост ВВП составит 7,7% после 8,1% в 2007 г. Показатель ВВП на душу населения по рыночному обменному курсу с 2004 по 2007 гг. более чем удвоился и достиг 9 075 долл., однако остается значительно ниже медианного уровня для стран с рейтингами в категории "A" в 16 660 долл. Рост инвестиций является благоприятным фактором с точки зрения перспектив диверсификации и роста, хотя инвестиции в основные средства в 2007 г. были умеренными на уровне 21% ВВП. В то же время имеются признаки перегрева экономики: внутренний спрос опережает возможности внутреннего производства, наблюдается быстрый рост заработной платы и объемов кредитования, а инфляция превысила 15%. При этом проводимая макроэкономическая политика похоже неспособна охладить экономику и сократить инфляцию до однозначных цифр; наблюдается ослабление налогово-бюджетной политики, реальные процентные ставки имеют отрицательное значение, а проводимая кредитно-денежная и валютная политика – непрозрачной. Используемый Fitch макро-пруденциальный индикатор России находится на уровне "3", что свидетельствует о "высокой уязвимости" в случае системного банковского кризиса. На рейтинги России оказывают давление структурные факторы, которые усиливают уязвимость страны к резким негативным изменениям. Страна имеет невысокие показатели по Индикаторам качества государственного управления Всемирного банка и исследованию Всемирного банка по условиям ведения бизнеса, что указывает на институциональные недостатки и сложный деловой климат. Несмотря на то что высокие цены на сырьевые товары являются преимуществом для России, недостаточная диверсификация бюджетных и экспортных поступлений представляет собой фактор риска. Внимание, которое президент Медведев уделяет укреплению верховенства закона и институциональной системы может свидетельствовать о новом раунде структурных реформ. Однако влиятельные политические и деловые круги имеют сильные позиции, и предпринимавшиеся ранее инициативы имели лишь ограниченное продвижение вперед, а временный благоприятный фактор в виде высоких цен на нефть может отложить принятие непопулярных решений. В целом политические риски в России за последние 12 месяцев снизились после окончания периода потенциальной неопределенности, связанной с проведением выборов. В то же время практика совместной работы президента Медведевым и премьер-министра Путиным пока окончательно не сформировалась, и это может создавать некоторые трения и неопределенность.
Источник www.rosinvest.com