ТЕМАТИЧЕСКИЕ РУБРИКИ

АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ




НПФ попали в заложники

Кампания против нечистых на руку агентов, которую развернули негосударственные пенсионные фонды (НПФ), начала приносить свои плоды. Число жалоб граждан, пенсионные накопления которых мошенники переводят со счетов Пенсионного фонда России (ПФР) в НПФ и УК, серьезно снизилось. Если в прошлом году в отделения ПФР поступило около 3 тыс. обращений от пострадавших, то в этом году к фондам было предъявлено немногим более 600 претензий. Между тем на пенсионном рынке начинает зарождаться новый вид мошенничества: некоторые пострадавшие «молчуны» совсем не против подзаработать за счет НПФ, шантажируя их.

В распоряжении РБК daily оказались данные о количестве обращений граждан, счета которых без их ведома были переведены из ПФР в НПФ и УК. Статистика показывает, что в число фондов, на которые поступает больше всего жалоб, попали те, кто активно использует для продаж агентские сети. Напротив, у крупнейших фондов (НПФ «Благосостояние», НПФ «Лукойл-Гарант»), создавших в регионах сеть представительств, случаи мошенничества агентов единичны.

Больше всего претензий у граждан к НПФ «Норильский никель», о некоторых случаях РБК daily уже писала ранее (см. РБК daily от 07.07.10). По словам представителей фонда, порядка 97% жалоб связано с тем, что граждане сами невнимательно относятся к заключению договоров с НПФ. «Чаще всего люди просто забывают о том, что подписывали договор с НПФ или подавали заявление о переводе своих пенсионных средств в НПФ», — заявили РБК daily в НПФ «Норильский никель». В доказательство в фонде приводят статистику, согласно которой после рассмотрения полученных жалоб порядка 16% граждан остались в «Норильском никеле», а 27% перевели накопления обратно в ПФР, по остальным разбирательства продолжаются. «Что касается недобросовестной работы агентов, то эти случаи единичные», — считают в НПФ «Норильский никель».

На забывчивость граждан ссылаются и в другом фонде, попавшем в лидеры списка — НПФ «Ренессанс жизнь и пенсии». «В 30% случаях люди сами забывали, что подписывали, — утверждает член совета НПФ «Ренессанс жизнь и пенсии» Олег Киселев. По его словам, фонд создал систему проверки договоров, которые поступают от агентов, в результате ежемесячно отсеивается 15—20% заявок. «Всего с начала года фондом зафиксировано 102 жалобы, из которых подавляющее большинство уже урегулировано. В ходе разбирательств нашими клиентами остается половина жаловавшихся», — добавил г-н Киселев.

Между тем история с убежавшими из ПФР пенсиями показала, что репутация даже самого крупного НПФ полностью зависит от произвола продавцов-агентов. «Большой пенсионный фонд» (также оказавшегося в числе фондов, на которые больше всего жалуются граждане) получил сразу 90 обращений от «молчунов», накопления которых без их ведома были переведены в НПФ из-за мошенничества только одного из агентов. «Это частный случай, связанный с мошенничеством одного агента в регионе, — подтвердил вчера информацию РБК daily представитель «Большого пенсионного фонда». — Мы сразу расстались с этим агентом, как только получили информацию от граждан, — фонд связался с ними, их накопления были возвращены в ПФР».

Впрочем, как рассказывают сами участники рынка, «молчуны», накопления которых мошенники переводят в УК и НПФ, зачастую сами пытаются извлечь выгоду из этой ситуации. «Я знаю о нескольких случаях на рынке, когда граждане после разбирательств с фондами требовали у них материальное вознаграждение в качестве «моральной компенсации», — говорит один из топ-менеджеров НПФ, пожелавший остаться неназванным. По его словам, был случай, когда с НПФ требовали 250 тыс. рублей, угрожая судебным разбирательством. В Национальной ассоциации пенсионных фондов (НАПФ) пока нет информации об обращениях в суд пострадавших граждан, однако некоторые из них уже подавали заявления в прокуратуру и даже в администрацию президента.

Помимо граждан в правоохранительные органы обращаются и чиновники ПФР, заключившего этим летом соглашение с НАПФ о совместной борьбе против агентов-мошенников. По информации РБК daily, пока ПФР не применял жестких санкций против НПФ (например, в виде отзыва трансферагентских соглашений), однако некоторые отделения фонда уже обратились в прокуратуру и ОБЭП по заявлениям «молчунов». «ПФР прилагает максимум усилий по защите прав застрахованных лиц, — заявили вчера РБК daily в Пенсионном фонде России. — После каждой жалобы на НПФ у нас начинается внутреннее расследование, гражданину объясняются возможности его действий в этой ситуации, и, конечно, соответствующий НФП ставится в известность». По словам представителя ПФР, уже есть случаи возбуждения против недобросовестных агентов уголовных дел. Так, в одном из регионов такой агент был приговорен судом к двум годам лишения свободы.


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Худая теплица
Предвестники кризиса
Правда о Вашем банке



ПАРТНЕРЫ
 
 

Главная | Новости | Кризис - 1998 | Реформы | Регулировани | Банки и реальный сектор | Вклады граждан в банках | Перспективы развития банковской системы России | Архив новостей
| Правила пользования | Заметки на полях | Горячее | Книги | Цитируемость | Анонсы | Публикации | Перспективы развития банковской системы России | Статьи | Ссылки
   

Copyright © Михаил Матовников 2000-2024. При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.