Банки переориентируются с продажи кредиток на привлечение депозитов
Это очень эффективный метод сбора денег, свидетельствует опыт ОТП-банка и «Ренессанс кредита».
Предприимчивые банкиры уже давно используют агентов для распространения кредитных продуктов — от карт до ипотеки. Теперь важнее привлечь деньги, чем их раздать, и банки приспосабливают свою агентскую сеть для новых задач.
С весны 2008 г. агенты ОТП-банка занимаются распространением ипотечных и автокредитов, а с начала 2009 г. они стали предлагать клиентам и депозиты, рассказал представитель банка. Агенты уже привлекли порядка 460 млн руб. новых вкладов, что составляет 2,3% от общего объема депозитов физлиц в банке на 1 июля. Коммерческие условия работы агентов представитель ОТП-банка сообщить отказался, уточнив лишь, что они получают свое вознаграждение по итогам месячной работы.
Более детальную информацию удалось получить в банке «Ренессанс кредит», на сайте которого значится вакансия агента по привлечению депозитов.
За каждого нового вкладчика банк платит агенту от 0,7% до 1% от суммы привлеченного вклада при условии, что он будет открыт в отделении банка, уточнила сотрудница «Ренессанса». Выплата вознаграждения отсрочена на месяц и зависит от наличия в банке денежных средств вкладчика на тот момент. Минимальная сумма депозита в «Ренессанс кредите» — 5000 руб., минимальный срок вклада — три месяца. Ставки по депозитам в рублях варьируются от 11,5% до 16,5%, в валюте — от 4,2% до 11,5%. Правда, отделений, где можно открыть депозит, в Москве всего три, призналась сотрудница банка. «Если у вас нет наработанной базы, можете начать даже с родственников», — ободряет она претендентов.
Агенты начали работать с вкладами с июля и уже собрали 30 млн руб., уточнили в пресс-службе банка. Это превосходит весь объем депозитов «Ренессанс кредита» на начало того же месяца — 25,5 млн руб., по данным «Интерфакс-ЦЭА». Банк прежде использовал агентскую схему для распространения карт и нецелевых кредитов, а теперь трансформировал ее для привлечения вкладов, сохранив штат и менеджмент, говорит председатель правления «Ренессанс кредита» Алексей Левченко.
Это хороший канал, убежден совладелец ТКС-банка Олег Тиньков, но его слабое место — контроль за деятельностью агентов. «На местах начинаются отсебятина и злоупотребления, возникают проблемы, особенно это характерно для зарегулированного финансового бизнеса», — говорит он. Его банк «Тинькофф кредитные системы» распространяет через агентов кредитные карты. Агенты не должны создавать репутационных рисков, соглашается член правления Сведбанка Алексей Аксенов. «Пару лет назад в “Meгe” ко мне подошел парень из Ситибанка, который очень грамотно отвечал мне, работнику банка, на все вопросы, ловко избегая моих провокаций, — делится он. — Такие парнишки вполне могут помочь привлечь депозиты — хороший агент приведет в банк кого угодно». Услуги агентов банку почти ничего не стоят, а минимальный рекламный эффект в любом случае будет, рассуждает старший вице-президент «Уралсиба» Максим Савицкий.