Банковский комитет рекомендовал принять законопроект, препятствующий снижению банком в одностороннем порядке ставок по вкладам
Комитет по кредитным организациям и финансовым рынкам на заседании в четверг рекомендовал нижней палате парламента принять в первом чтении проект закона «О внесении изменения в статью 29 федерального закона «О банках и банковской деятельности».
Законопроект, внесенный правительством РФ, направлен на исключение возможности снижения кредитной организацией в одностороннем порядке процентных ставок по срочным вкладам либо вкладам на условиях возвратности по наступлении предусмотренных договором обстоятельств на основании договора с гражданином при отсутствии установленных федеральным законом оснований.
В соответствии с законопроектом одностороннее уменьшение кредитной организацией определенного договором банковского вклада размера процентной ставки по вкладу, внесенному гражданином на условиях его выдачи по истечении определенного срока либо по наступлении предусмотренных договором обстоятельств, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Действующая редакция статьи 29 закона «О банках и банковской деятельности» устанавливает, что кредитная организация не имеет права в одностороннем порядке изменять процентные ставки по кредитам, вкладам, комиссионное вознаграждение и сроки действия этих договоров с клиентами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или договором с клиентом. Таким образом, согласно статье 29 закона «О банках и банковской деятельности» допускается одностороннее изменение (в том числе уменьшение) кредитной организацией процентной ставки по вкладам в случаях, предусмотренных договором с клиентом.
Вместе с тем в соответствии со статьей 838 Гражданского кодекса определенный договором банковского вклада размер процентов на вклад, внесенный гражданином на условиях его выдачи по истечении определенного срока, либо по наступлении предусмотренных договором обстоятельств, не может быть односторонне уменьшен банком, если иное не предусмотрено законом.
Таким образом, наблюдается противоречие между нормами статьи 838 Гражданского кодекса и статьи 29 закона «О банках и банковской деятельности». Постановлением Конституционного Суда РФ от 23 февраля 1999 г 4-П положение части второй статьи 29 закона «О банках и банковской деятельности» признано не соответствующим Конституции РФ в части изменения банком в одностороннем порядке процентной ставки по срочным вкладам граждан как позволяющее банку произвольно снижать ее исключительно на основе договора.
С целью устранения данного противоречия, приведения статьи 29 закона «О банках и банковской деятельности» в соответствии с Конституцией РФ и Гражданским кодексом и обеспечения конституционных прав граждан-вкладчиков кредитных организаций правительством разработан этот законопроект.
Кроме того, комитет по кредитным организациям и финансовым рынкам на заседании в четверг рекомендовал нижней палате парламента принять в первом чтении проект закона «О внесении изменений в федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и отдельные законодательные акты РФ».
Законопроект, внесенный депутатами Госдумы Владиславом Резником, Людмилой Пирожниковой, Анатолием Аксаковым, Валерием Пановым, Константином Шипуновым и членом Совета Федерации Сергеем Васильевым, направлен на совершенствование норм законов «О рынке ценных бумаг», «Об исполнительном производстве» и «О несостоятельности (банкротстве)», касающихся доверительного управления ценными бумагами.
В частности, законопроектом предлагается определить правомочия учредителя управления в отношении ценных бумаг, переданных в доверительное управление, уточнить перечень операций, которые вправе совершать управляющий при осуществлении доверительного управления ценными бумагами, а также регламентировать порядок объединения ценных бумаг, переданных в доверительное управление разными лицами.
Правительство РФ поддержало законопроект при условии его существенной доработки.
В соответствии с законопроектом, управляющий осуществляет доверительное управление переданными ему во владение и принадлежащими другому лицу (учредителю доверительного управления) ценными бумагами, денежными средствами, предназначенными для инвестирования в ценные бумаги, денежными средствами и ценными бумагами, полученными в процессе доверительного управления ценными бумагами.
Правительство обращает внимание, что отдельные положения законопроекта не согласуются с положениями Гражданского кодекса. Например, учредитель доверительного управления фактически теряет все права на указанные объекты управления. Согласно абзацу второму пункта 4 статьи 5 в редакции законопроекта, управляющий не только осуществляет права, удостоверенные ценными бумагами, переданными в управление, совершает сделки в отношении объектов управления, в том числе сделки по распоряжению этими объектами, но и приобретает права и становится обязанным по таким сделкам.
Правительству представляется, что такая конструкция не в полной мере соответствует существенным признакам института доверительного управления, закрепленного в Гражданском кодексе. При этом такой механизм не во всем можно объяснить с точки зрения особенностей управления ценными бумагами, закрепленный в статьи 1025 Гражданского кодекса. Это обуславливает необходимость проработки вопроса о внесении связанных с принятием законопроекта изменений в Гражданский кодекс.
Законопроектом предусмотрено, что порядок присвоения управляющим индивидуального кода каждому учредителю управления устанавливается федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Установление данного порядка нормативным актом федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг правительству представляется излишним.
Законопроектом вводятся нормы, предусматривающие возможность объединения объектов управления, передаваемых двумя и более учредителями управления, на праве общей долевой собственности. Соответствующие нормы законопроекта нуждаются в доработке в части обеспечения единых условий управления имуществом, находящимся в общей долевой собственности, установления порядка определения долей в праве общей долевой собственности и порядка оценки ценных бумаг, находящихся в долевой собственности учредителей управления. Необходимо также уточнить положения пункта 2 новой редакции статьи 461 закона «Об исполнительном производстве» для установления специфики предоставления информации о доле должника — учредителя управления в праве общей долевой собственности на объекты управления и ареста соответствующего имущества.
Правительство предлагает уточнить перечень ограничений по совершению ряда сделок управляющим в процессе исполнения им своих обязанностей по договору доверительного управления ценными бумагами, в том числе сделок с аффилированными лицами управляющего.