Платежи по картам выбирает все большее количество потребителей
За последний год наблюдался значительный рост в использовании потребителями дебетовых и предоплаченных карт, в то время как применение кредитных карт сохранило прежние показатели, сообщают представители индустрии. Ожидается, что данная тенденция сохранится, что потенциально создает для банков новые источники дохода.
Специалисты Celent отмечают, что на пластик сейчас приходится 28% потребительских расходов, что в два раза превышает этот показатель десятилетней давности. Если учитывать текущие платежи (например, коммунальные платежи или налог на автомобиль), эта цифра приближается к 50%, считают сотрудники бостонской компании.
Несмотря на то, что кредитные карты остаются предпочтительным способом оплаты для многих потребителей – по данным Visa ,почти треть (32%) платежей в торговых точках в 2005 году были совершены с помощью кредиток – исследователи, включая экспертов Celent, прогнозируют, что дебетовые карты предоставят больше возможностей для роста для банков-эмитентов карт, ищущих новые источники дохода. Visa сообщает, что на дебетовые платежи пришлось 15% платежей в торговых точках в 2005 году, что на 10% больше, чем в 2002 году.
По данным исследования Celent «Будущее потребительских карточных платежей», эмитенты больше не рассматривают дебетовые карты как средство уменьшения количества чеков и экономии средств на снижении расходов на клиринг. Сегодня дебетовые карты стали источником дохода для тех эмитентов, кто эффективно продвигает использование дебетовых карт с подписью вместо карт с PIN-кодом, сообщают эксперты, так как транзакции с подписью могут принести большие межбанковские комиссии, чем транзакции на базе PIN-кода.
MasterCard признает возможности, предоставляемые дебетовыми картами как для самой системы, так и для ее банков-участников. В последние несколько месяцев компания занималась активным продвижением дебетовых карт, сообщил Рик Лайонз (Rick Lyons), глава группы дебетовых и предоплаченных продуктов компании. «Целый год мы предпринимали попытки заинтересовать как можно большее количество людей в применении дебетовых карт MasterCard, - отмечает он. - С ними проще обращаться, чем с наличными, и легче вести учет».
Едва человек начинает пользоваться дебетовыми картами, утверждает Лайонз, он вряд ли вернется к наличным или чекам для совершения хотя бы некоторых платежей. Для банков это изменение в поведении означает, что они смогут заработать больше на межбанковских комиссиях и больше сэкономить на процессинге чеков».
Слияние кредитной и дебетовой карт
Эмитентам следует ожидать, что в ближайшие годы пограничная черта между кредитными и дебетовыми картами начнет стираться, так как дебетовая карта перенимает многие успешные практики от своей родственницы, полагают эксперты Celent. К примеру, эмитенты поощряют применение дебетовых карт с помощью программ вознаграждений. Но в то время как эти инициативы приобрели определенный успех в кредитно-карточной сфере, в сфере дебетовых карт они не являются столь многочисленными или зрелыми, отмечает Дэн Шатт (Dan Schatt), старший аналитик Celent. По данным Шатта, 73% кредитных карт и всего лишь 35% дебетовых карт включают программы вознаграждений.
В связи с тем, что слияние кредита и дебета все ближе, по мнению специалистов, у банков появятся дополнительные возможности - к примеру, обмен клиентскими базами и методологиями CRM, технологиями аналитики и сегментации.
И Шатт, и Лайонз полагают, что кредитные и дебетовые карты в равной степени будут чаще использоваться для приобретения карт предоплаты в качестве подарка. Некоторые эмитенты тоже получают комиссии с предоплаченных карт, либо продавая предоплаченные карты Visa или MasterCard, которыми можно воспользоваться в любой точке, принимающей карты, либо предлагая широкий ряд собственных карт в банковском фойе. «Некоторые [банки] пользуются этим для удержания клиента, - поясняет он. – Если клиент хочет провести банковские операции и покупает эти карты, пока он находится в банке, это экономит его время».