Счетная палата РФ отмечает необходимость законодательного решения ситуации с "дореформенными" сбережениями
Коллегия Счетной палаты РФ на сегодняшнем заседании констатировала, что в стране до настоящего времени не создана единая, целостная система управления госдолгом, а существующая схема не позволяет оперативно осуществлять обязательства с долговыми обязательствами. Не реализуется в полной мере единая система учета и регистрации государственных заимствований РФ, что не позволяет точно рассмотреть и подтвердить взаимосвязь роста внутреннего долга и уменьшения внешнего долга.
Кроме того, требует законодательного решения ситуация, сложившаяся с государственным догом в части сбережений граждан в Сбербанке России (SBER) и организациях государственного страхования, размещенных до 1992 г. Как отмечалось на коллегии, эти сбережения признаны государственным долгом, однако они не учитываются в объеме государственного внутреннего долга. При этом расходы на компенсационные выплаты населению долг не уменьшают, передает выводы коллегии департамент информации контрольного ведомства.
В аналитической записке, представленной на коллегию, отмечается, что расходы федерального бюджета на обслуживание государственного внутреннего долга в ценных бумагах - процентные расходы - за 2004-2006 гг составили 137,7 млрд руб. Погашено обязательств по основному долгу на сумму 294,4 млрд руб и списано с основного долга 0,065 млрд руб в связи с истечением срока исковой давности. Чистое поступление средств в федеральный бюджет по операциям с ценными бумагами за 2004-2006 гг составило 236,2 млрд руб.
Основным фактором, определяющим объемы заимствований на внутреннем рынке, являлась реализация государственной политики, направленной на замещение внешних заимствований внутренними, сегментацию рынка государственных ценных бумаг и повышение ликвидности рынка.
Проведенный Счетной палатой анализ показал, что в состоянии государственного внутреннего долга произошел ряд позитивных изменений, которые выражаются, в частности, в снижении расходов по управлению госдолгом на основе сокращения доходности долговых обязательств, оптимизации их структуры, прекращении практики краткосрочных заимствований на внутреннем рынке, а также планомерном осуществлении погашения долговых обязательств перед гражданами РФ.
Коллегия Счетной палаты РФ приняла решение направить аналитическую записку о результатах контрольного мероприятия в палаты Федерального Собрания.