Россияне тратят деньги с безудержным размахом, который изумляет мир
По последним данным Росстата, в первом квартале 2008 года индекс потребительской уверенности в стране впервые с 1998 года вошел в зону положительных значений и составил +0,4%. По сравнению с четвертым кварталом 2007 года он вырос на 5,4 пункта.
В отличие от жителей западных стран, которые сильно умерили аппетиты перед лицом глобального финансового кризиса, наши граждане входят в новый виток бума потребления. Траты россиян растут быстрее, чем их доходы, а это, предупреждают специалисты, может плохо кончиться. Особенно если учесть, что каждый третий не в состоянии оценить свои финансовые перспективы даже на месяц вперед. Недаром многие сравнивают нынешнюю потребительскую лихорадку с началом дефолтного 1998 года.
За первые три месяца года розничный товарооборот в стране увеличился сразу на 17%. Бурными темпами развивается торговля продовольствием. По данным швейцарского банка UBS, в прошлом году она прибавила в объеме 32%, достигнув 191 млрд. долларов. В этом нет ничего плохого: потребление мяса, молока и некоторых других продуктов в России далеко даже от медицинской нормы. Так что надо наедаться и отъедаться.
Но не хлебом единым. Минувший год вывел отечественный рынок легковых машин на третье место в Европе. Он вырос на 35,5%, а если брать продажи только иномарок, – на 59%. По данным Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК), за 2007 год этот сегмент рынка тоже прибавил 15% и составил 15 млрд. долларов. Ростуризм рапортует: только за 9 месяцев прошлого года за рубеж выехали более 26 млн. россиян, рост и здесь значительный – 18%. Объем рынка «лучших друзей девушек» – бриллиантов и прочих ювелирных украшений в прошлом году, по оценкам агентства DISCOVERY Research Group, составил 4 млрд. долларов и вырос на 200 млн. «зеленых». Импортеры «ювелирки» уверены: это не предел, поскольку русские тратят на эти вещи уже столько же, сколько арабы, а будут – еще больше. Недаром Россия уже вошла в тройку самых перспективных и прибыльных рынков для производителей предметов роскоши.
Все это сильно контрастирует с большинством стран Западной Европы и США. Так люди живут явно не хуже, чем наши, и получают гораздо больше, но тратить стали меньше – боятся кризиса и думают о «черном дне». В Америке постоянное снижение индекса потребительского доверия уже не раз становилось причиной обрушения фондовых индексов. Британские СМИ констатируют: более 40% подданных Ее величества стали менее расточительны.
Может быть, нам нечего бояться, и кризис пройдет стороной? Но ведь даже самые отъявленные оптимисты в экономической среде осторожно говорят, что «он не заденет Россию так сильно», что «последствия не будут катастрофическими». Никто же не сказал, кризиса у нас не будет! Впрочем, и без него не всем у нас сладко. В опубликованном вчера докладе Национального агентства финансовых исследований говорится, что лишь пятая часть наших граждан уверена, каков будет уровень их доходов через год. Треть населения не имеет привычки планировать расходы даже на месяц, поскольку понятия не имеет, что с ними будет через 30 дней.
Возможных вариантов диагноза несколько. Либо мы свято верим властям, которые уверяют, что все у нас будет ОК. Либо ничем не интересуемся и не знаем, что на свете происходит. Либо все знаем и понимаем, но «отрываемся», как в последний раз, чтобы потом было что вспомнить. «Россияне пережили много кризисов, поэтому перестали их бояться. Как в сказке про пастушка – «нас много раз пугали, а мы все равно живы», – рассказала «НИ» психолог и психоаналитик Яна Дубейковская. По ее словам, российскому человеку не свойственно рациональное обращение с деньгами, он не готов лишать себя чего-то сегодня ради будущего, когда речь идет о потреблении.
Не последнюю роль играет и вера правительству. «Социально-политическая сфера в нашей стране развивается в ретроспективе. Заявления политиков снимают тревожность, благодаря чему россияне стали «забывать» об очередях и дефиците, зато быстро «вспомнили», как когда-то ездили на юг. К тому же ретроградские, по сути, политические заявления покрывают негативный экономический фон в нашей стране», – пояснила г-жа Дубейковская.
Научный руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер рассказал «НИ», что увеличившиеся доходы значительная часть населения страны направила на удовлетворение «отложенных» потребностей – покупку холодильника, телевизора или автомобиля.
А вот о том, что эти потребности, возможно, опять придется отложить, люди в массе своей не задумываются. «Ситуация осложняется тем, что текущие расходы населения растут быстрее, чем сбережения. Если вдруг инфляция «съест» доходы, в стране резко снизится товарооборот и потребительская ситуация станет критичной», – предупреждает ученый. Мало того, «съедаем» мы больше, чем можем. По данным Минэкономразвития, в прошлом году доходы россиян выросли на 22,4%, а потребительские расходы – на 23,5%.
При этом мы все более активно тратим не только свои, но и чужие деньги. Сейчас число выданных кредитов уже превышает число банковских депозитов. То есть банки дали людям больше, чем люди принесли в банки. Это было бы нестрашно, но за прошлый год долги по выданным займам выросли на 50% и составили без малого 3 трлн. руб. Это на фоне угрозы дефицита банковской ликвидности уже становится серьезной проблемой.
Занять деньги на Западе банкирам сейчас намного сложнее, чем раньше. Мировой кризис заставил зарубежные кредитные институты поднять ставки, то есть ликвидность для российских банков стала дороже. Власти решили помочь им сами. На прошлой неделе прошел аукцион по размещению бюджетных средств на депозитах в коммерческих банках. Государство готово было предложить 300 млрд. руб., но банкиры взяли всего 23,6 млрд. – менее 10%! Не потому что деньги не нужны, а потому что они слишком дороги: ставка отсечения – 7,25%.
Поэтому нашей экономике угрожает краткосрочная опасность – кредитный кризис, утверждает директор Института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий. «В России вероятен «кризис с другого конца». Даже если бы обыватель добросовестно отдавал в срок все кредиты, у банков все равно заканчиваются деньги, которые можно дать взаймы. Они задолжали друг другу и иностранным «коллегам» астрономические суммы», – пояснил «НИ» специалист. Нынешний потребительский бум не благо, а серьезная угроза для России, уверен эксперт. «Вся проблема упирается в недвижимость. У россиян осталась логика дефолта 1998 года: «деньги – бумажки, а квартира – стабильность». Недвижимость в стране в разы переоценена, уже сейчас на рынке огромное количество пустых квартир. Люди набрали кредитов на 15–20 лет, и если в стране разразится серьезный долговой кризис, который вполне возможен, население станет попросту уклоняться от выплаты кредитов», – объясняет г-н Кагарлицкий. Его прогноз состоит в том, что все начнется с рынка недвижимости, который в любой момент рискует обвалиться. В результате люди не вернут кредиты в банки и не смогут при этом продать квартиры по той цене, по которой их покупали. Массовые неплатежи приведут к краху банковской сферы, а значит, к кризису.
БАКУ ШИКУЕТ НА НЕФТЕДОЛЛАРАХ
Потребительский бум в Азербайджане характерен в первую очередь для состоятельных слоев населения. При этом официально декларируемые ими доходы порой не соответствуют даже прожиточному минимуму Пропасть между богатыми и бедными увеличивается. В условиях высокого уровня коррупции, произвола чиновников-бизнесменов и монополизма это оборачивается ростом социальной напряженности в обществе, хотя, как подчеркивают специалисты, внешних макроэкономических предпосылок для этого нет.
Доступных финансовых инструментов для вложения средств азербайджанцам не хватает, темпы приватизации замедляются, а потенциал национальной бизнес-элиты оставляет желать лучшего, поэтому она вкладывает огромные суммы в понятные ей вещи. Это строительство жилых высотных домов, коттеджей, вилл, торговых и увеселительно-развлекательных заведений, скупка недвижимости, в том числе за рубежом. При этом бурно растет спрос на дорогие автомобили, шубы, ювелирные украшения, драгоценные камни и другие предметы, соответствующие традиционным представлениям о роскоши. Все больше денег тратится на отдых и развлечения, а Баку превращается в один из самых дорогих городов СНГ. Цены на продовольствие находятся на уровне, характерном для европейских столиц, чего никак не скажешь о качестве продуктов. 7–8 лет назад, чтобы отметить свадьбу или юбилей в ресторане или в так называемом доме торжеств, на одного приглашенного вполне достаточно было потратить 7–10 долларов. Сейчас каждое «посадочное место» оценивается уже в 50–90 «зеленых». При этом речь не идет о таких элитных местах, как Бакинский яхт-клуб, где ужин обойдется в сумму около 430 долларов на человека.
НЕМЦЫ ЗА СВОИ ДЕНЬГИ СПОКОЙНЫ
Жена вернулась из супермаркета с заметно полегчавшей корзинкой. По сравнению с позапрошлым годом молоко подорожало почти на треть, овощи – процентов на 15, самые ходовые на многих столах куриные окорочка – чуть ли не на четверть. До прошлогоднего 2,5-процентного роста ВВП в нынешних напряженных международных финансовых условиях Германии вряд ли удастся дотянуть. В этом году он ожидается на уровне 1,5%. На столько же, по прогнозам, возрастет и потребительская активность. Не очень много, но в условиях мирового кризиса это вполне достойный показатель. Добиться его помогают оптимистичные оценки экспертов, которые уверяют: ни рецессия, ни кредитный кризис стране не грозят. «Наша экономика находится в очень хорошем состоянии! – заклинает министр финансов ФРГ Пеер Штайнбрюк. – У нас совсем другие исходные позиции, чем в США». Действительно, крупнейшие германские частные банки почти никак не завязаны на американские акции. А подавляющее большинство здешних предприятий не являются акционерными обществами. Поэтому от скачков стоимости ценных бумаг на биржах зависят мало.
Простые немцы за сохранность своих сбережений относительно спокойны благодаря тому, что в Германии практикуется двойная система страхования банковских вкладов – добровольная и обязательная. Так что, если какой-то частный банк и лопнет, гарантированной компенсации (правда, в пределах лишь 20 тыс. евро) будут подлежать все сбережения на текущих счетах, а также бессрочные и срочные вклады, депозитные сертификаты.
ЯПОНЦЫ СТАЛИ СКРОМНЫМИ ПОТРЕБИТЕЛЯМИ
Простые японцы уже ощутили последствия глобального кризиса. С 1 апреля в стране подскочили оптовые и розничные цены на многие продукты, включая хлеб, молоко, соевый соус и другие приправы, мясо, а также пиво. Повышены тарифы на газ и керосин, широко используемый для обогрева японских жилищ, большую часть которых составляют частные коттеджи с автономным отоплением. Подорожание выражается в двузначных числах, поэтому обозначилась тенденция к развитию инфляции. Все это уже вызвало сокращение потребительского спроса, а этого больше всего опасаются японские производители.
Населению все это, конечно, не нравится: опросы общественного мнения показывают, что свыше 60% избирателей недовольны экономической политикой нынешнего кабинета. Паники при этом, правда, нет – люди по-прежнему ходят в рестораны, покупают нужные им вещи, берут кредиты, а кто-то даже пытается «извлечь плюс из минуса». Так, сильная иена, создавшая сложности экспортерам, обернулась благом для импортеров и рядовых японцев. Первые получили возможность закупать за границей больше товаров и предлагать их на внутреннем рынке по приемлемым для покупателей ценам, вторые – чаще ездить на отдых за рубеж. Многие граждане скупают слабеющую американскую валюту и даже завели долларовые счета в надежде на ее скорое возрождение. Люди стремятся искать хорошее в плохом: вот, зима кончилась – значит, нет необходимости покупать дорогой керосин, чтобы отапливать жилище. Пустячок, а приятно.
Вместе с тем рекордный за последнее десятилетие рост цен незамеченным, разумеется, не остался. Поселившаяся в людях тревога не исчезает, и хотя у большинства есть «подушка безопасности» в виде отложенных на банковских счетах средств, они внимательно следят за новостями. Их волнует, что усиливается кризис в США, растут цены на нефть и продовольствие, на которые быстро растет спрос в Китае и Индии с их огромным населением. Но японцы при этом готовы держать удар.
ПОЛЯКИ АКТИВНО ПОКУПАЮТ ТОВАРЫ КЛАССА ЛЮКС
Поляки могут спать спокойно: мировой финансовый кризис коснется их в очень незначительной мере. Такие оптимистические прогнозы регулярно дарят согражданам польские экономические аналитики. Их уверенность зиждется на трех китах: высоких темпах роста экономики, все большей ее интеграцией в зону евро, крупных – более 40 млрд. евро – объемах валютных резервов, в которых энергично сокращается доля доллара США.
По данным официальной статистики, кризис на финансовом благополучии граждан страны пока практически не отразился. Потребительский спрос остается на очень высоком уровне, растут банковские вклады граждан. Правда, продажи жилья несколько снизились по сравнению с прошлым годом. Зато быстро развивается рынок товаров класса люкс; по прогнозам, он увеличится в этом году на 4%. Огромный подъем испытывает туристический сектор: ожидается, что на заграничных курортах отдохнут на 6–7% больше поляков, чем в прошлом году. Словом, на потребление в стране тратится все больше денег.
Людей не останавливает даже то, что цены растут, и весьма стремительно. В мае ожидается очередное повышение тарифов на газ (пессимисты утверждают, что до 40%), дорожают продовольствие, услуги, практически весь спектр товаров массового потребления. Но финансисты уверяют, что невысокая инфляция (чуть более 4% в год) и самый высокий в ЕС рост экономики (более 6%) позволят нивелировать в стране последствия мирового финансового кризиса. А в хорошее хочется верить.