Розничные кредиты стали ходовым товаром
Банки, не успевая наращивать портфели розничных кредитов собственными силами, активизируют покупку кредитов у конкурентов. Покупать кредиты наличными хотят "Ренессанс кредит", "Восточный экспресс", ВТБ 24, Альфа-банк. Раньше банки покупали кредиты, обеспеченные залогами, но в кризис рост показало только кредитование наличными в точках продаж, и банки теперь охотятся за портфелями таких кредитов.
О том, что банк "Ренессанс кредит" планирует покупать в течение 2010 года портфели розничных кредитов без обеспечения на общую сумму порядка $250 млн, "Ъ" сообщили в банке. Покупка кредитов нужна банку для активного наращивания кредитного портфеля — в 2010 году он планирует выдать кредитов на $850 млн. "Ренессанс кредит" не единственный банк, ориентированный на розницу, который планирует наращивать портфель за счет покупок чужих кредитных портфелей. Публичное предложение о покупке необеспеченных кредитов разместил на сайте банк "Восточный экспресс". "Речь идет о кредитах наличными, покупка кредитов позволит быстро и с минимальными затратами увеличивать кредитный портфель",— пояснили в банке. Кредиты наличными наряду с автокредитами готов покупать и ВТБ 24, говорит член правления банка Георгий Горшков.
Раньше банки предпочитали покупать кредиты, обеспеченные залогами,— ипотеку и автокредиты. В прошлом году ОТП-банк заявил о планах покупки таких кредитов, покупать розничные кредиты планировал Альфа-банк. "Мы пока не совершили покупки, но продолжаем искать,— говорит директор дирекции развития продуктов ОТП-банка Дмитрий Сапронов.— За счет приобретения мы можем увеличить собственный кредитный портфель". "Мы сейчас проводим оценку портфеля автокредитов,— говорит заместитель руководителя блока "Розничный бизнес" Альфа-банка Илья Зибарев.— Нам интересна возможность получить доход за счет приобретения портфеля с дисконтом".
Банки покупают портфели качественных кредитов, чтобы увеличить собственный кредитный портфель и получить процентный доход. "Обычно портфель оценивается исходя из остатка ссудной задолженности,— говорит Дмитрий Сапронов.— По номиналу может быть продан очень качественный портфель, как правило, в этом случае покупатель выставляет дополнительное условие о выкупе продавцом кредитов, вышедших на просрочку. Без этого условия портфели, как правило, продаются с дисконтом". Банки продают портфели кредитов, чтобы освободить баланс и получить ликвидность.
Объем розничных кредитов в целом по системе сократился в кризис сильнее (на 11% за 2009 год, по данным ЦБ), чем кредиты компаниям (на 2,4%), поэтому понятно стремление банков, ориентированных на розницу, нарастить портфели за счет покупки, считают эксперты. "В кризис банки ограничивали кредитование и активно наращивали пассивную базу, в итоге многие из них располагают излишним капиталом, в то же время доходность банка как раз определяется возвратом средств на капитал,— отмечает аналитик ФК "Уралсиб капитал" Дмитрий Дудкин.— Поэтому сейчас перед банками стоит задача увеличения доходных активов, которыми как раз и являются розничные кредиты". "Собственные ставки по кредитам банки снижают, поэтому они заинтересованы в покупке портфелей, выданных ранее, с большей доходностью",— добавляет гендиректор "Интерфакс ЦЭА" Михаил Матовников.
"Банки по-прежнему достаточно осторожно подходят к заемщикам, кредитуют например только зарплатных клиентов или только своих бывших заемщиков,— рассуждает господин Дудкин.— В то же время эти клиенты не проявляют такого спроса на кредиты, который обеспечил бы банкам стабильный рост портфелей". Банки стали покупать кредиты наличными и кредиты, выданные в точках продаж, поскольку это практически единственный сегмент розничного кредитования, показывавший рост объемов выдачи в кризис, отмечает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова.