ТЕМАТИЧЕСКИЕ РУБРИКИ

АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ




Банки, получившие господдержку, не должны иметь секретов от ЦБ

Его представители смогут присутствовать на заседаниях правления и кредитного комитета, а также запрашивать любые документы, предполагает внесенный в Госдуму законопроект.


Законопроект (есть у «Ведомостей»), внесенный в Госдуму председателями комитетов по финансовым рынкам Госдумы Владиславом Резником и Совета Федерации Дмитрием Ананьевым и группой депутатов, наделяет Центробанк правом назначать представителей в банки, привлекающие ресурсы от государства. О планах правительства ввести специальных наблюдателей в такие банки впервые месяц назад рассказал первый вице-премьер Игорь Шувалов.


Как и предыдущие антикризисные законы, этот документ готовился вместе с правительством, а для ускорения процедуры вносился парламентариями, говорит Резник. Это подтверждает чиновник экономического блока правительства. Основным автором документа, по его словам, был ЦБ. Получить там комментарии не удалось.


В качестве госпомощи, дающей право ЦБ направить наблюдателя в банк, названы кредиты Внешэкономбанка (ВЭБ) на рефинансирование внешнего долга, субординированные кредиты ВЭБа и ЦБ, депозиты Минфина, а также право на привлечение беззалоговых кредитов от ЦБ на срок до полугода.


Этим критериям удовлетворяют около 130 банков.


Они должны будут обеспечить доступ уполномоченного представителя ЦБ на заседания правления, а также кредитного комитета, службы внутреннего контроля и т. п. Кроме того, банкиры будут обязаны предоставить наблюдателю любые документы о деятельности банка, которые тот сочтет необходимыми.


Если наблюдатель не проявит инициативы, ему необходимо будет подготовить еще до совершения сделок информацию о планах операций с недвижимостью банка или находящейся у него в залоге, а также любым другим имуществом или собственными обязательствами, если их объем превышает 1% активов банка. Наконец, потребуется сообщать о денежных переводах в иностранные банки, если они по отдельности или в сумме превышают 1% активов, а также о любых сделках с аффилированными или заинтересованными лицами.


Неисполнение этих требований грозит банкам штрафами и ограничениями в операциях. Кроме того, ЦБ, ВЭБ или Минфин вправе потребовать от банков досрочного возврата предоставленных ресурсов.


Закон призван оказать воздействие на кредитные организации, признает Резник: «Теперь ЦБ будет видеть все». Практикующим банкирам наверняка многое не понравится, однако если смотреть с государственной позиции, то усиление возможности для надзора в ситуации, когда для преодоления кризиса выделяются значительные ресурсы, вполне оправданно, считает Ананьев. Он и Резник убеждены, что законопроект будет быстро принят. Однако он может претерпеть коррективы. «Возможно, сузим перечень раскрываемой информации, чтобы контроль в первую очередь был за целевым расходованием выделяемых средств», — говорит Резник. «Было понятно, что следом за ресурсами будут комиссары от государства, — говорит представитель одного из банков, получивших господдержку (см. врез). — Так что мы готовы пускать их и на кредитный комитет, и на правление — такова особенность текущего периода, это плата за доступ к деньгам, она разумна». Руководитель крупного банка признался, что получил письмо из прокуратуры с предупреждением, что она также будет следить за расходованием денег, полученных от ЦБ. Присутствие представителей ЦБ, например, на правлении создает определенный дискомфорт, однако не гарантирует ему доступ ко всем сокровенным тайнам банка — многие нюансы могут обсуждаться кулуарно и в таком случае не рассматриваться на правлении, предупреждает заместитель гендиректора «Урса банка» Владимир Мехряков. При желании активы можно вывести даже в такой ситуации, уверен он. Впрочем, появление представителей может принести и плюсы — ЦБ сможет лучше понять происходящее в банках. Это снимет лишние вопросы, могут быть скорректированы и меры помощи банкам, продолжает Мехряков.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Худая теплица
Предвестники кризиса
Правда о Вашем банке



ПАРТНЕРЫ
 
 

Главная | Новости | Кризис - 1998 | Реформы | Регулировани | Банки и реальный сектор | Вклады граждан в банках | Перспективы развития банковской системы России | Архив новостей
| Правила пользования | Заметки на полях | Горячее | Книги | Цитируемость | Анонсы | Публикации | Перспективы развития банковской системы России | Статьи | Ссылки
   

Copyright © Михаил Матовников 2000-2024. При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.