Потребительское кредитование принесет доходы лидерам
Несмотря на пристальное внимание госорганов к сектору розничного кредитования и удорожание заемных денег, розница остается самым прибыльным видом банковских услуг, подсчитали аналитики "Ренессанс Капитала". Однако воспользоваться преимуществом в полной мере смогут лишь лидеры из числа специализированных розничных банков.
Согласно исследованию инвесткомпании "Ренессанс Капитал", рентабельность активов у банков—лидеров потребительского кредитования по-прежнему выше средней рентабельности активов в банковской системе. По расчетам аналитиков, ссылающихся на данные банковской отчетности по МСФО, средняя рентабельность активов составляет около 2%, в то время как по итогам прошлого года, например, "Русский стандарт" показал рентабельность активов 4,7%, ХКФ банк — 3,1%. И хотя банк "Ренессанс Кредит" по итогам прошлого года показал низкую рентабельность активов (всего 0,9%), по итогам его деятельности в четвертом квартале (когда объем кредитного портфеля достиг достаточно больших размеров — 38,4 млрд руб.) его отдача на активы составила 4,5%.
По данным ЦБ, объем портфеля кредитов физическим лицам на 1 января 2008 года составлял 2,97 трлн руб. По итогам прошлого года темпы прироста сегмента розничного кредитования снизились до 57 с 75,1% годом ранее. Лидером по объему выданных кредитов физлицам является Сбербанк (938,9 млрд руб. на начало 2008 года). Среди банков, развивающих только розничное кредитование, лидерами являются банк "Русский стандарт", ХКФ банк и банк "Ренессанс Кредит".
"По сравнению с доходами предыдущих лет доходы от розницы в 2007 году снизились,— отмечает аналитик "Ренессанс Капитала" Максим Раскоснов.— В первую очередь из-за пересмотра стратегии работы в розничном секторе и отказа от большинства дополнительных комиссий по кредитным продуктам, которые провели лидеры розничного рынка, после того как госорганы проявили пристальное внимание к их деятельности". Также, указывается в отчете инвесткомпании, негативное влияние не уровень рентабельности оказало удорожание фондирования для большинства российских банков на 1,5-2% годовых.
Кроме того, сдерживающим фактором для роста стоимости кредитных продуктов (и, соответственно, роста банковской маржи) продолжает оставаться высокая конкуренция в розничном секторе. Вследствие указанных причин эффективные процентные ставки (ЭПС) по розничным кредитам в России снизились до 35-40% против 40-45% в 2006 году.
В то время как розничные банки смогли сохранить достаточно высокий уровень рентабельности, деятельность розничных подразделений даже крупных универсальных банков убыточна. По данным Максима Раскоснова, например, рентабельность розничного подразделения МДМ-банка составила минус 3,5%, всего банка — около 2%, а Альфа-банка — минус 6,5 и 1,8% соответственно. Основной причиной этого аналитик считает высокий уровень административных издержек в универсальных банках. Впрочем, топ-менеджеры таких банков оценивают ситуацию несколько иначе. "Все яйца в одну корзину не складывают,— говорит руководитель розничного блока Сведбанка Алексей Аксенов.— Пусть мы зарабатываем меньше, но мы несем и меньшие риски, чем специализированные розничные банки". Как поясняет член правления Райффайзенбанка Роман Воробьев, розничное подразделение универсального банка может позволить себе развивать низкомаржинальные продукты (например, ипотеку), которые дают возможность проведения перекрестных розничных продаж и не зависеть от кризисов.
Специализированные розничные банки смогут сохранить высокий уровень прибыльности при правильном управлении издержками и рисками, считают в "Ренессанс Капитале". "Ужесточая требования к оценке кредитоспособности заемщиков, такие банки повышают качество своего кредитного портфеля и имеют возможность снижать уровень просрочки и уменьшать объемы резервирования по выданным кредитам",— поясняет Максим Раскоснов. Именно таким образом поступили в банке "Русский стандарт".
Однако для того, чтобы рисками управлять, необходимо накопить их статистику за несколько лет. А такой статистикой сейчас располагают только лидеры банковской розницы. В результате максимальные прибыли в этом секторе в будущем смогут получать сегодняшние лидеры розничного рынка, а также УРСА банк, перспективы которого аналитики "Ренессанс Капитала" оценивают высоко.
Средние же и мелкие банки постепенно сворачивают свою деятельность по обслуживанию физических лиц. Например, еще в прошлом году СБ банк пересмотрел свою стратегию развития в сторону малого и среднего бизнеса . По мнению Романа Воробьева, у таких банков есть возможность развивать розничный бизнес в регионах. Именно в регионах развивают розницу сейчас такие банки, как Пробизнесбанк, Инвестбанк и Русь-банк.