Заемщики возвращают кредиты лучше, чем до кризиса
Быстрое оживление после кризиса сегмента потребкредитования привело к тому, что вслед за ростом портфелей их качество вернулось на докризисный уровень.
Плохих долгов в "Хоум кредит энд финанс банке" (ХКФ-банк) стало меньше, чем до начала кризиса: доля кредитов с просрочкой свыше 90 дней по итогам первого полугодия опустилась ниже 10% по сравнению с 12-13% в 2007-2008 гг., отмечает агентство Moody's. "Качество активов оказалось лучше, чем мы ожидали после проведения стресс-тестов в апреле 2009 г.", — говорит аналитик Moody's Максим Богдашкин. На улучшение качества повлияло "кризисное" ужесточение требований к заемщикам, полагает он.
У других банков, работающих в секторе потребкредитования, также есть тенденция к улучшению качества активов, отмечает Богдашкин. У "Русского стандарта" доля неработающих кредитов по итогам первого полугодия составила 3,1% против 5,5% в 2007-м и 3,2% в 2008 г. В портфеле "Ренессанс кредита" доля плохих долгов в первом полугодии 2010 г. составила 11,8% — почти на 1% ниже, чем в докризисном 2008 году, и на 8% ниже, чем в 2009 г. В "ОТП банке" также отмечают резкое улучшение качества по коротким кредитам. В частности, по кредитам в торговых сетях доля просрочки снизилась за год на 4% до 12%, говорит президент "ОТП банка" Алексей Коровин. При этом банк в скором времени планирует провести списания, что приведет к "значительному снижению" просрочки.
Списания и продажи плохих долгов коллекторам — одна из причин резкого выздоровления ритейловых банков, отмечает аналитик Газпромбанка Юрий Тулинов. К примеру, в 2009 г. ХКФ-банк списал и продал около 13% кредитного портфеля, за шесть месяцев этого года — уже более 6% портфеля. Для сравнения: до кризиса этот показатель составлял 5-10% за год. Аналогичные объемы списывает и "Русский стандарт", говорит Тулинов. "Банки — игроки потребкредитования быстрее очищают свои балансы, — объясняет управляющий партнер Frank Research Group Юрий Грибанов. — Банки предпочитают быстрее избавляться от коротких необеспеченных кредитов в отличие от ипотеки, где есть залог". А благодаря тому, что спрос на потребкредиты восстановился, ритейловые банки замещают плохие долги новой выдачей и сохраняют и даже наращивают портфели. "Рост нашего портфеля показывает, что сегмент потребкредитования — кредиты наличными и pos-кредиты [кредиты в торговых сетях] — восстановился первым", — говорит предправления ХКФ-банка Иван Свитек. "Спрос на pos-кредиты растет с лета, — подтверждает Грибанов. — Кредитование в торговых сетях — это индикаторный рынок, и он восстанавливается быстрее, потому что люди вначале начинают покупать холодильники и телевизоры, а потом платежеспособный спрос дозревает до более дорогих вещей".