Олег Тиньков запускает банковский проект
Новый проект Олега Тинькова — банк «Тинькофф Кредитные Системы» будет заниматься только эмиссией и обслуживанием кредитных пластиковых карт. Об этом сообщил сам
г-н Тиньков, выступая на Российском экономическом форуме в Лондоне. Проект заработает в полную силу 15 мая. Уже выпущена 1 тыс. карт, и до конца года их число доведут до 300 тыс. Тиньков уже готов продать 10—15% акций банка иностранным инвесторам.
Проект стартовал в 2005 году. Как сообщил РБК daily Олег Тиньков, уставный капитал банка равен 25 млн долл. и до конца года он вырастет до 40 млн долл. В проект вложено 50 млн долл., планируется инвестировать еще 100 млн долл. До конца года г-н Тиньков намерен довести активы банка до 200 млн долл. «На этом инвестиции закончатся, после чего мы будем уже заниматься фондированием», — сказал он.
«У нас не будет ни счетов, ни депозитов физлиц — ничего, кроме кредитных карт, — сообщил г-н Тиньков. — Мы хотим стать монолайнером — банком кредитных карт номер два. Первый у нас «Русский стандарт», мы не будем пытаться его обойти, потому что законы физики обойти нельзя». На сегодняшний день банк Рустама Тарико уже выпустил более 14 млн карт: 12 млн MasterCard и 2 млн Visa и AmEx. «Тинькофф» делает ставку на Visa и MasterCard. Клиентам предложат револьверные платиновые карты. Процент по ним составит 12,9. «Конечно, будет еще процент за снятие наличных», — оговорился г-н Тиньков.
«К 2010 году этот рынок достигнет 35—40 млрд долл. против 5 млрд сейчас, — прогнозирует новый конкурент г-на Тарико. — Здесь нет больших брендов, население привыкло пользоваться дебетовыми картами… существует монополия «Русского стандарта», который контролирует 75—80% рынка кредитных карт». На то, чтобы стать «вторым, в крайнем случае третьим» после «Русского Стандарта», Олег Тиньков отводит себе 12—14 месяцев. Причем в отличие от водочного магната он не собирается закладывать в бизнес-модель банка высокие невозвраты. Напротив, «Тинькофф» обещает проводить тщательный отбор заемщиков, несмотря на то что проект ориентирован на массового потребителя. «Нас не интересует upper class и даже средний класс, потому что эти люди не хотят брать кредиты, они хотят их быстрее вернуть», — пояснил г-н Тиньков.
Пока участники рынка демонстрируют скепсис. «Кто только ни заявлял о намерении подвинуть «Русский стандарт» на карточном рынке, — говорит источник в «Русском стандарте». — Но оказывается, что людей, имеющих 50—100 млн долл., много, а масштабных проектов нет. Все дело в кадрах и технологиях». «У этого банка есть только одно преимущество — в виде имени Тинькова», — заявил РБК daily советник предправления банка «Финсервис» Георгий Шабад (был на презентации). — Новейшие технологические решения для колл-центра, а также CRM уже появились в российских банках».
Зато банкиры верят в то, что Олегу Тинькову удастся найти 300 тыс. клиентов. «С сентября 2006 года у нас количество клиентов составило 200 тыс., а к концу года рассчитываем довести базу до 400—500 тыс. человек.», — говорит Шабад.
По словам г-на Тинькова, уже сейчас он готов продать 10—15% акций банка инвестору, который предложит хорошую цену. Желательно, чтобы это был крупный иностранный банк. В дальнейшем свою долю в новом проекте он может снизить до 60%. Через четыре-пять лет Олег Тиньков готов полностью продать свой банк и искать новые идеи.