Штраф банку определяется на основании суммы фактически не уплаченной клиентом задолженности
ФАС Восточно-Сибирского округа отменил судебные акты об удовлетворении требований налогового органа в части взыскания штрафа за списание денежных средств с расчетного счета на цели, не связанные с исполнением обязанности по уплате налогов и сборов или иного платежного поручения, поскольку судами не установлено - какая сумма задолженности фактически не уплачена налогоплательщиком на момент вынесения решения о приостановлении операций по счетам.
Выводы суда:
Согласно статье 134 Налогового кодекса Российской Федерации исполнение банком при наличии у него решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента их поручения на перечисление средств другому лицу, не связанного с исполнением обязанностей по уплате налога или сбора либо иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством Российской Федерации преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджет, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, перечисленной в соответствии с поручением налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, но не более суммы задолженности.
Сумма задолженности налогоплательщика перед бюджетом судами определена неправильно.
Довод инспекции о необходимости расценивать в качестве задолженности, которой ограничен размер штрафа, всю сумму задолженности по налогам и пеням налогоплательщика, числящуюся по лицевым счетам, судом кассационной инстанции не принимается. У банка отсутствовал умысел на совершение правонарушения в таком объеме.
Исходя из логики защиты интересов бюджета как цели рассматриваемой статьи, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что под задолженностью в данном случае следует понимать сумму, послужившую основанием для приостановления операций по счету. Интересы государства в данном случае нарушены неисполнением банком решения инспекции N 1181 от 18.07.2005 о приостановлении операций по счетам в размере задолженности по налогам. Умысел банка на содействие налогоплательщику, не исполняющему свои законные обязанности перед бюджетом, может быть сформирован только в указанной сумме.