Банки изощряются в автопредложениях
Автомобильный бум в России близок к своему апогею. Объем только столичного автопарка за прошлый год превысил 3,5 млн автомобилей. Удивляться нечему: сегодня приобрести машину можно за пару часов, не обладая при этом значительными накоплениями. За последние два-три года банки сделали мечту многих о собственном автотранспорте совершенно доступной реальностью, и цена этой мечты выглядит вполне приемлемой. А потому логичной выглядит картина: около 40% машин в России сегодня покупается в кредит.
На любой вкус
Разнообразие банковских предложений по автокредитам широко как никогда. Осознавая, что конкуренция в этом секторе сегодня чрезвычайно высока, банки торопятся буквально предупредить любое желание клиентов. Например, до недавнего времени максимальный срок кредита на авто составлял три года. Теперь же многие банки увеличили его до семи - девяти лет. Постепенно снижаются и процентные ставки. Сейчас в среднем они колеблются в пределах 8-12%, а по совместным программам с автодилерами на отдельные модели и значительно ниже. Банки и автосалоны предлагают кредиты под 0%, без первоначального взноса, без страхования каско на подержанные автомобили и т.д. Показательной чертой нынешней конкурентной борьбы в сегменте автокредитования может служить скорость, с которой банки обновляют свои автопрограммы. За последние полгода изменили условия по автокредитам и предложили новые программы Росевробанк, Росбанк, банк "Юникредит" (бывший Международный московский банк), Московский кредитный банк, ВТБ24, Райффайзенбанк, ММБР, Промсвязьбанк, банк «Траст» и многие другие игроки рынка. «На сегодняшний день на рынке достаточно большое количество программ автокредитования, поэтому их дальнейшее развитие будет носить чисто маркетинговый характер - как тарифы операторов мобильной связи, - комментирует ситуацию заместитель начальника управления розничных операций банка «Возрождение» Сергей Капустин. - Новый тариф позиционируется на определенную категорию абонентов, но по сути мало чем отличается от действующих предложений». А по мнению начальника отдела продуктового маркетинга Русь-банка Максима Чубака, главным направлением в политике как банков, так и продавцов автомобилей станет разработка и предложение рынку совместных кредитных программ. «Подобные предложения позволяют увеличить продажи обеим сторонам, а банки, кроме того, зачастую получают возможность снизить процентные ставки по таким кредитам, так как производители и продавцы машин готовы субсидировать подобные программы», - говорит банкир.
Нуль-кредит
Стремясь максимально расширить круг потенциальных заемщиков, банки активно предлагают кредиты с нулевым взносом. Правда, нулевой кредит напоминает об известной поговорке про бесплатный сыр и сразу наводит на соответствующие размышления. Однако банки все активнее продвигают такие продукты, стремясь сделать автокредит доступным практически для любого желающего.
В чем же подвох? Конечно, банк не благотворительная организация и не будет предоставлять кредит бесплатно. «Как правило, такие программы разрабатываются совместно с официальными дилерами или автопроизводителями, - объясняет Максим Чубак. - Секрет прост: дилеры или автопроизводители, желая увеличить продажи своих моделей, идут на дополнительные расходы и компенсируют банкам упущенную выгоду. В выигрыше остаются все стороны». Начальник отдела автокредитования Промсвязьбанка Иван Ивкин уточняет: «Также на рынке встречается другая схема: автомобиль предоставляется клиенту автосалоном в рассрочку, после чего данный договор выкупается банком с неким дисконтом. В принципе данная схема отличается от предыдущей только внешне. С финансовой точки зрения они идентичны». А по словам Сергея Капустина из банка "Возрождение", возможен вариант, когда частичная компенсация может быть и за счет страховой компании. Однако банкир призывает заемщиков быть бдительными при подписании кредитного договора с банком: если ставка по кредиту меньше 3/4 ставки рефинансирования ЦФ РФ в рублях или 9% в иностранной валюте, то заемщик должен платить налоги с материальной выгоды в виде пониженной ставки.
Однако даже с учетом вышеперечисленных обстоятельств банкиры признают: нулевой взнос по кредиту - все-таки красивая рекламная уловка. «С учетом того, что у клиента при покупке автомобиля возникают дополнительные расходы - страховка, постановка машины на учет, установка противоугонных средств, нулевой первоначальный взнос превращается в 5-10% собственных средств при покупке автомобиля, - объясняет Сергей Капустин. - Другой вопрос, если клиент не готов вообще вносить собственные средства и желает оформить и страховку, и установку дополнительного оборудования в кредит. За такое удобство нужно платить больше. В этом случае условия становятся сравнимы с обычными потребительскими кредитами на любые цели».
Платить за "нулевой" кредит действительно приходится больше, чем за традиционную программу. По cловам члена правления Райффайзенбанка, руководителя дирекции по работе с физическими лицами Романа Воробьева, в среднем ставка по кредиту без первоначального взноса выше на 1-2%. «Следует отметить, что продукт пользуется хорошим спросом, - говорит эксперт. - Однако практика показывает, что если человек вносит первоначальный взнос, то в целом он относится более ответственно к возврату этого кредита. Если не вносит, то желание не платить возникает у такого человека достаточно часто, об этом свидетельствует статистика. Поэтому кредиты без первоначального взноса обходятся заемщику дороже».
Банки-дилеры
Тенденцией последнего времени стал возросший интерес к российскому рынку автокредитования зарубежных банков-дилеров (организаций, которые принадлежат или созданы непосредственно автоконцернами). Правда, российские банкиры расходятся во мнениях, насколько подобная экспансия опасна для ведущих отечественных игроков этого рынка. «Пришествие "собственных" банков автопроизводителей пока еще только начинается и не носит массового характера. Те банки, которые уже успели прийти на рынок, являются узкоспециализированными и пока еще не претендуют на завоевание значительной доли рынка автокредитования», - говорит Максим Чубак из Русь-банка. В Промсвязьбанке находят интерес иностранных банков к российскому рынку вполне объяснимым, но при этом уточняют, что такие банки - это нишевые конкуренты. «В своей нише они, скорее всего, займут серьезное место, то есть в сети своей марки такой банк будет банком первого выбора, - комментирует Иван Ивкин. - С другой стороны, в масштабах всего рынка влияние данных банков, скорее всего, будет не сильно велико. При этом надо заметить: чтобы завоевать серьезные позиции в своей нише, таким банкам придется серьезно поработать над вопросами приема платежей и адекватного андеррайтинга заемщиков». Однако это не единственное "но". Надо отметить, что ставки по, которым тот же Tойота Банк, начавший работать в России в прошлом году, предлагает автокредиты, ничем не отличаются от среднерыночных.
Недавно об открытии банка в России заявило и руководство автоконцерна BMW. Однако нет оснований предполагать, что он предложит какие-то специфические условия по автокредитам. Как объясняет Роман Воробьев, прежде всего свои банки будут открывать те автопроизводители, которые размещают свои сборочные производства в России. «Таким образом, производители будут повышать конкурентоспособность своих автомобилей на российском рынке, - говорит эксперт. - Кроме того, они смогут существенно повысить конкурентные преимущества своих финансовых продуктов, используя финансовые инвестиции производителя для дотации ставки клиентам на те или иные модели данного производителя. В ближайшие несколько лет дочерние банки автопроизводителей действительно в значительной степени могут потеснить на рынке первичного автокредитования остальные кредитные организации».
Наши не дремлют
Впрочем, отечественные банки уже давно активно сотрудничают с дилерами, снижая за счет этого конечную ставку для заемщика. В 2003 году Форд Мотор Компани запустила с банками-партнерами программу «Ford в кредит» со ставкой 4,9% годовых в валюте. Три года спустя ее примеру последовали марки Renault и Nissan, предложив автокредиты в долларах под 2,9% годовых. В конце 2006 года о партнерской программе задумалась и General Motors, заключив соглашение с Альфа-банком.
Некоторые программы, по оценкам банкиров, стали очень успешными. Иван Ивкин из Промсвязьбанка среди удачных программ называет программу Ford. «Ford очень правильно подошел к формированию программы: в централизованном порядке разработал схему финансирования, аккредитовал несколько банков и распространил программу на всю сеть, - объясняет банкир. - И добился своей цели - взрывного роста продаж автомобилей своей марки». Кстати, по итогам 2007 года Ford - лидер по продажам своих автомобилей в России. По данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, за 12 месяцев прошлого года автопроизводитель продал нашим гражданам более 96 тысяч своих машин. На втором месте в рейтинге популярности, по данным ассоциации, Renault Logan (67,8 тысячи машин), а на третьем - Chevrolet Lanos (57,9 тысячи экземпляров).
Для банков, в свою очередь, успешность таких программ менее очевидна. С одной стороны, подобное сотрудничество позволяет серьезно наращивать кредитный портфель. Но с другой - доходность по таким программам обычно ниже, чем по обычным кредитам. По словам Ивана Ивкина, причина в том, что в рамках своей сети автопроизводитель является монополистом и при переговорах с банками вовсю этим пользуется. «В результате соглашение заключается на таком уровне доходности для банка, что снижать ее сильнее становится просто невыгодно», - резюмирует банкир. Зато Роман Воробьев положительно отзывается о программах с официальными представителями марок BMW Russland Trading, Toyota Motor, Ford Motor Company, Audi Russia.
«Такое сотрудничество преследует несколько целей: во-первых, это стимулирование продаж конкретной марки автомобилей в кредит, во-вторых, это положительно влияет на имидж автопроизводителя и банка. И в-третьих, это информирует потенциальных клиентов о партнерских взаимоотношениях автопроизводителя и банка, - объясняет он. - Для банка тоже это дополнительная возможность повысить привлекательность своих продуктов для клиентов». По его словам, более трети автокредитов в банке выдается по совместным программам. В 2007 году их количество превысило 15 тысяч.
Кредит на возвращение
Не так давно на российском рынке появился любопытный продукт - программа Buy-back. Покупая автомобиль, надо оплатить 30-50% его стоимости. А остаток задолженности рассчитывается таким образом, чтобы к концу срока кредитования осталась непогашенной сумма от 20 до 40%. В итоге на исходе срока клиент может выбрать: выкупить машину, продлить кредит или продать авто обратно дилеру.
Впрочем, в данный момент такие программы для нашего рынка - скорее экзотика. «Наиболее вероятно более активное развитие Trade-in (зачет автомобиля заемщика в качестве первоначального взноса по кредиту на новый автомобиль. - "Газета") и кредитование приобретения автомобилей у физических лиц напрямую, - рассуждает Иван Ивкин. - Buy-back получит должное развитие только в том случае, если сроки на такие кредиты сравняются со сроками на классические автокредиты (которые сейчас в некоторых случаях достигают семи лет). А это, в свою очередь, будет возможно только после должного развития цивилизованного рынка Trade-in. В этом плане много надежд возлагается на новый законопроект, внесенный в Госдуму по отмене обложения НДС автомобилей, приобретаемых автодилерами у физических лиц».
Все под контролем
Как правило, при покупке автомобиля в кредит обязательным условием становится оформление страхового полиса каско (от ущерба и угона). Стоимость "нагрузки" - около 10% цены автомобиля, и покупать полис придется на протяжении всего кредитного срока.
Потому отдельная история в автокредитовании - отношения банков со страховыми компаниями. В прошлом году на этом поле еще более активно, чем прежде, стала наводить порядок Федеральная антимонопольная служба (ФАС). По мнению службы, договоры между кредитной организацией и страховыми компаниями, в которых страховщик устанавливает тарифы по программам автокредитования, потребительского и ипотечного жилищного кредитования, нарушают статью 11 закона «О защите конкуренции».
По итогам 2007 года возбуждено 85 дел против 41 банка и 50 страховых компаний. Под "раздачу" попали банки «Ак Барс», Балтийский банк, Банк Москвы, Банк Сосьете Женераль Восток, Бинбанк, «Восточный экспресс», «ВТБ Северо-Запад», «КИТ Финанс ИБ», КМБ-банк, МДМ-банк, Юникредит Банк, ММБР, Московский индустриальный банк, Промсвязьбанк, Промсервисбанк, «Ренессанс Капитал», Росбанк, Связь-банк, Севергазбанк, «Северная казна», «Северный кредит», Собинбанк, Тверьуниверсалбанк, «Уралсиб», Уралтрансбанк, УРСА Банк, "Юниаструм" и многие другие.
Банкиры отмечают, что в своем стремлении узаконить отношения банков со страховщиками ФАС порой слишком усердствует. По словам Максима Чубака из Русь-банка, еще несколько лет назад считалось нормальным, что у каждого банка есть «своя» страховая компания. «Теперь под давлением ФАС банки отходят от этой схемы, аккредитуя на работу по своим программам несколько альтернативных страховых компаний», - говорит эксперт.
Банкам пришлось всерьез пересмотреть принципы работы со страховщиками и изменить условия договоров.
В мае 2007 года вступили в силу поправки в КоАП, освобождающие банки и страховые компании от административной ответственности в случае, если они добровольно заявят в ФАС о заключении ими договоров, ограничивающих конкуренцию. В августе 2007 года первым решился на явку с повинной Росбанк. Росбанк вместе с девятью страховыми компаниями прислал в ФАС письмо, где союзники признали факт антиконкурентных отношений и обещали исправиться. Впоследствии этому примеру последовали и другие кредитные организации и страховые компании.
Такое стремление к чистосердечному признанию вызвано прежде всего тем, что в прошлом году ФАС получила право штрафовать нарушившие антимонопольный закон банки на сумму до 15% средств, полученных в результате незаконных соглашений. А в этом году возможно еще увеличение штрафов. Прежде банки могли не воспринимать всерьез проверки ФАС, потому что чиновники могли только выдавать предписание компаниям, нарушающим закон о конкуренции. И только за невыполнение этих предписаний имели право взыскивать штраф от 3 тысяч до 5 тысяч МРОТ.
По словам Ивана Ивкина из Промсвязьбанка,сейчас под давлением контролирующих органов с рынка уходят наиболее одиозные схемы (например, навязывание полисов аффилированных страховых компаний по заоблачным тарифам), что, естественно, пойдет на пользу банковской системе. «Соответственно, ряду банков приходится пересматривать структуру своих доходов, - рассуждает эксперт. - С другой стороны, давление государства зачастую мешает банкам соблюдать свои прямые интересы - например, снижать риски дефолта по кредитам. В сложившейся ситуации, если клиент отказывается от страхования автомобиля или страхует его в ненадежной страховой компании, государство вполне может встать на его сторону. Однако если что-то случится с незастрахованным автомобилем, решать проблему придется банку и заемщику.
Продуктовый набор
По какой программе ни решился бы заемщик брать кредит, следует помнить о том, что годовой процент - это еще далеко не все его расходы. Самой ощутимой статьей расхода после годового процента будет уже упомянутый полис страхования каско (в среднем 10% стоимости автомобиля, а для подержанных машин тариф гораздо выше). Кроме того, стоит обратить внимания на комиссию за открытие счета - 5-7 тысяч рублей. Существенно увеличит выплаты за кредит ежемесячная комиссия за ведение счета. Она составляет 0,1-0,3% от суммы задолженности, что в годовом исчислении выглядит вполне выразительно. Возможны штрафы за досрочное погашение - 1-2% от суммы погашения, не говоря уже о штрафах за просрочку платежа. Все эти обстоятельства следует учитывать, чтобы автокредит, доступный сегодня любому совершеннолетнему, способному подтвердить доход приблизительно 20-25 тысяч рублей по 2 НДФЛ, не вводил в заблуждение своей доступностью. По крайней мере, ваше право - трезво оценивать свои расходы и конечную цену желанного автомобиля.