Банки подстраховали прибыль комиссиями
Крупнейшие банки задали тренд на повышение комиссионных тарифов за расчетно-кассовое обслуживание клиентов (РКО). Сбербанк увеличил комиссию за ведение счета компаний в 2,5 раза, ВТБ — почти вдвое. Таким образом банки пытаются компенсировать снижение доходов от корпоративного кредитования.
О том, что с 1 марта Сбербанк в 2,5 раза повышает тарифы на обслуживание счетов юридических лиц, "Ъ" рассказал один из московских клиентов Сбербанка. По его словам, комиссия за ведение счета увеличивается с нынешних 200 руб. до 500 руб. в месяц. Эту информацию "Ъ" подтвердили в Мещанском отделении и в центральном аппарате Сбербанка. "Мы рыночная организация и внимательно смотрим за изменениями рынка, тарифы Сбербанка были несколько ниже установившихся расценок,— сообщил "Ъ" финансовый директор Сбербанка Александр Морозов.— Кроме того, проценты, начисляемые Сбербанком на остатки средств компаний на их счетах, выше среднерыночного уровня, что компенсирует клиентам повышение тарифов за обслуживание счета". Сейчас на долю Сбербанка приходится порядка 30% рынка расчетно-кассового обслуживания: остатки на расчетных счетах клиентов в Сбербанке составляют порядка 1,3 трлн руб.
После повышения тарифы Сбербанка находятся в среднем и верхнем ценовых сегментах рынка. Например, московский филиал Росбанка ежемесячно взимает за ведение счета 300 руб., Юникредитбанк — 350 руб., Альфа-банк за ведение счета берет 200-400 руб., Уралсиб в московских отделениях — 500-850 руб., МДМ банк в московских допофисах — 800 руб. При этом для самого Сбербанка нынешнее повышение тарифов уже второе с начала февраля. С 15 февраля в Московском банке Сбербанка вдвое (с 500 до 1 тыс. руб.) была увеличена плата за открытие счета и комиссия за оформление платежных поручений на бумажных носителях (с 17 до 35 руб.).
По словам участников рынка, столь серьезное повышение тарифов за РКО в банковской практике случается достаточно редко. "Тарифы на расчетно-кассовое обслуживание банки в той или иной степени регулируют постоянно, однако обычно повышение тарифов происходит плавно, нормальным можно считать изменение в 15-20%,— отмечает руководитель дирекции по работе с корпоративными клиентами МДМ банка Александр Афонин.— К тому же обычно повышение не касается действующих клиентов, которым, как правило, предлагаются более выгодные условия, чем вновь привлеченным". В Сбербанке отмечают, что более чем двукратное повышение тарифов касается именно Московского банка Сбербанка, который обслуживает Москву и Московскую область. В других регионах, по словам Александра Морозова, масштаб повышения тарифов может быть иным.
Пример Сбербанка вряд ли станет уникальным, прогнозируют эксперты. "Банки будут все активнее повышать тарифы за комиссионное обслуживание, готовясь к неизбежному снижению уровня маржи по кредитам",— отмечает гендиректор "Интерфакс ЦЭА" Михаил Матовников. Ближайший конкурент Сбербанка — ВТБ уже последовал примеру крупнейшего банка страны. Как сообщили "Ъ" в допофисе ВТБ "Дмитровский", с 18 февраля тарифы за обслуживание системы электронного банка выросли почти вдвое — до 1 тыс. руб. "Комиссия была увеличена до среднерыночных показателей",— сообщили в пресс-службе ВТБ, отметив, что в дальнейшем банк "планирует придерживаться среднерыночных ставок".
Впрочем, риск оттока клиентов у банков, резко повышающих тарифы за расчетно-кассовое обслуживание, минимален, считают участники рынка. "Действия крупнейших госбанков, скорее всего, в итоге приведут к очередному повышению тарифов остальными игроками,— считает зампред правления Абсолют банка Анатолий Максаков.— Если комиссии будут увеличивать все банки, перераспределения клиентской базы между банками не произойдет".