ТЕМАТИЧЕСКИЕ РУБРИКИ

АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ




Роспотребнадзор пойдет в банки

Вчера чиновник Роспотребнадзора впервые встретился с банкирами. Скоро ведомство проверит, как банки выдают потребкредиты.


Роспотребнадзор во II и III кварталах проверит, как банки выполняют закон о правах потребителей в сфере предоставления кредитов, заявил вчера начальник управления защиты прав потребителей Роспотребнадзора Олег Прусаков на первом круглом столе с банкирами в Ассоциации российских банков (АРБ). По его словам, будут оцениваться наглядность и доступность информации о стоимости кредита, условиях и графике погашения до заключения кредитного договора, а также оценка условий самих договоров — не содержат ли они пунктов, ущемляющих права потребителей.


Поводом для встречи стало обсуждение практики применения закона о защите прав потребителей в кредитовании, рассказал вице-президент АРБ Андрей Емелин. Обещание проверок вызвало у банкиров (представляли около 30 банков) столько вопросов, что стало непонятно, как они работали раньше.


«Розничный бизнес — это поток, вы ведь понимаете, что банки не готовы долго и подробно разъяснять условия кредитования каждому клиенту. Расскажите, что вы считаете достаточным, а что недостаточным, что наглядным, а что нет», — предложила представитель Королевского банка Шотландии (бывший «АБН Амро банк»). Прусаков затруднился ответить конкретно, сказав, что решать должен сам банк. По его словам, клиенту можно дать материалы в письменном виде, а устно ответить на дополнительные вопросы. «То есть речь идет о рекламных материалах? Но ими занимается Федеральная антимонопольная служба. А вы что от нас хотите?» — поинтересовался юрист другого банка. «Нет, давайте уж разделять. ФАС за размер кредита и графики платежей не отвечает», — обиделся Прусаков, посетовав, что действия других ведомств не всегда направлены на защиту прав потребителей. Например, ЦБ обязал банки вместо эффективной процентной ставки раскрывать полную стоимость кредита. «Сколько потребитель должен выплатить, из нее все равно непонятно, а надо, чтобы клиент сразу мог знать: взял 100 000 руб. — верни 150 000 руб. Из чего это складывается — не важно», — заявил Прусаков.


«Если перед подписанием договора мы предлагаем клиенту подписать листок, где приведены его основные условия, этого достаточно?» — спросила представитель «Женской микрофинансовой сети». «А как долго действителен этот листок? — задумался Прусаков. — Все-таки надо, чтобы информация была еще размещена на стендах, например. Можно привести примеры по конкретным суммам, графики платежей и написать, что индивидуальные условия можно узнать у консультанта. Если не будет примеров, клиент нам жалобу напишет и мы встанем на его сторону».


«Как правило, ваши территориальные органы называют комиссии, страховки неправомерными», — пожаловался представитель Русь-банка. Между тем страхование работает на благо потребителя, а комиссии защищают банки от тех, кто использует кредиты для отмывания денег, считает он. Главное, чтобы приобретение одной услуги не обусловливалось приобретением другой, ответил Прусаков: банки должны предлагать кредиты как со страховкой, так и без нее, а все комиссии должны включаться в процентную ставку.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Худая теплица
Предвестники кризиса
Правда о Вашем банке



ПАРТНЕРЫ
 
 

Главная | Новости | Кризис - 1998 | Реформы | Регулировани | Банки и реальный сектор | Вклады граждан в банках | Перспективы развития банковской системы России | Архив новостей
| Правила пользования | Заметки на полях | Горячее | Книги | Цитируемость | Анонсы | Публикации | Перспективы развития банковской системы России | Статьи | Ссылки
   

Copyright © Михаил Матовников 2000-2024. При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.