Для мусульман выпустили «правильную» банковскую карту
В списке финансовых продуктов, не противоречащих канонам шариата, появилась пластиковая карта. В канун праздника Ураза-байрам ее выпустили в Башкирии.
Специальную пластиковую дебетовую карту выпустили в Башкирии в канун праздника Ураза-байрам. Сделано это было по просьбе верующих мусульман. Об этом сообщает «Российская газета». Дизайн карты содержит символ «Халяль», что означает общую категорию продуктов и услуг, дозволенных исламом.
Как уверяют финансисты Башкирии, карта полностью соответствует принципам шариата и в то же время не противоречит российскому банковскому законодательству. Дело в том, что в исламе существуют определенные ограничения на финансовые операции, общеприменимые для других категорий российских граждан. Мусульманам запрещается получать со своих денег процентный доход. Этот запрет распространяется на деньги, данные мусульманином в долг как другим людям, так и кредитным организациям. А хранение денег в кредитном учреждении на вкладе предполагает именно такой порядок их использования: средства, помещаемые на депозит, банк обязуется вернуть с процентами. Поэтому классический вклад, соответствующий российскому законодательству, для мусульманина неприемлем.
В то же время потребность в «пластике» у жителей Башкирии, соблюдающих нормы ислама, высока. Хранить деньги дома рискованно. Да и люди, отправляющиеся в священный поход — хадж, испытывают трудности с наличными деньгами.
«Теперь у мусульман появилась уверенность в том, что их средства аккумулируются на отдельном счете и не пойдут на запрещенные шариатом дела — производство алкоголя, переработку свинины, порнографию, спекуляцию, азартные игры, — цитирует «Российская газета» заместителя председателя Духовного управления мусульман республики Башкирия Аюпа-хазрата Бибарсова. — Контроль за этим будет осуществлять и сам банк, и специальный совет нашего управления. Проценты на нее начисляться не будут — так велит шариат».
По законам шариата, благоверным запрещается зарабатывать на деньгах, но мусульманин может участвовать в совместном предприятии и быть вознагражденным плодами его — это тоже проценты, но опосредованные. Главное, не принимать, не брать в руки денег, начисляемых именно в процентах. Начальник управления клиентских отношений и маркетинга ИФК «Солид» Александр Орехов говорит, что в такой ситуации банк мог бы поощрять клиентов косвенными бонусами. Вместо начисления процентов, например, ежемесячно оплачивать сотовую связь или такси для паломников: «Иначе получается, что банк пользуется средствами клиентов безвозмездно, что с точки зрения банковского бизнеса неверно».
«Противоречия законодательству «О банках и банковской деятельности» в открытии карт, на остатки по которым не начисляются проценты, нет. Карточные счета — это, по сути, счета до востребования, то есть текущие, а не депозитные, и то, что некоторые банки все же начисляют по карточным остаткам проценты — это, скорее, добрая воля банка, а не его обязательство», — пояснил BFM.ru на условиях анонимности представитель крупного российского банка, активно работающего в тех регионах Поволжья, где компактно проживают мусульмане.
«Если же шире рассуждать об инвестиционном бизнесе, не противоречащем законам шариата, то, безусловно, такие программы рассчитаны на привлечение новых средств. Скажем, в нашей компании есть стратегия доверительного управления «Халяль», — говорит Александр Орехов. В отличие от банковских депозитов, она не предполагает начисления процентов за пользование средствами клиента, и потому шариату не противоречит. «Но стратегию мы согласовывали с высшим мусульманским духовенством, которое определило список эмитентов, в чьи бумаги можно инвестировать», — отмечает Орехов. Так, летом этого года представительство ИФК «Солид» в Уфе и ИК «Ихлас-Инвест» создали стратегию доверительного управления «Ихлас» (буквальный перевод названия — «искренность»). Паевой фонд «Халяль» также работает под управлением УК БСК в Москве. Активы этого фонда инвестируются в акции компаний, отобранных организацией «Зам-Зам Плюс», которая создана в целях разработки и внедрения соответствующих нормам мусульманского права механизмов развития бизнеса и взаимодействия с финансовыми организациями.
Елена Гостева