Региональные банки ищут новый ориентир для ставок
Банкиры просят ЦБ ослабить регулирование процентных ставок по депозитам, введенное как антикризисная мера. Участники рынка ссылаются на то, что уровень их ставок напрасно оценивается исходя из величины депозитных ставок банков топ-10, поскольку крупнейшие банки находятся в привилегированном положении.
ЦБ неоднократно заявлял, что банки, привлекающие слишком дорогие депозиты, принимают обязательства по выплате процентов на длительное время и через два-три года рискуют не справиться с выплатами вкладчикам. "Кто привлекал ресурсы по высоким ставкам, тот потенциально банкрот",— заявлял первый зампред ЦБ Геннадий Меликьян.
В письме Центробанка от 29 июля 2009 года "О работе с банками, устанавливающими процентные ставки по депозитам физических лиц на уровне выше рыночных" (93-Т) говорится о том, что теруправления должны оперативно отслеживать уровень ставок банков и в случае превышения допустимого уровня направлять рекомендации банкам по снижению ставок. Если после получения рекомендаций банк не снизит ставки, теруправления могут вводить ограничения по максимальным ставкам.
В письме главе ЦБ Сергею Игнатьеву, опубликованном на сайте Ассоциации российских банков (АРБ), банкиры просят пересмотреть параметры регулирования ставок по вкладам. У банков возникает много проблем из-за того, что в качестве "рыночных" ЦБ выбрал депозитные ставки топ-10 российских банков, отмечается в письме. Согласно последним данным ЦБ, на 10 декабря их средний уровень составлял 13,25%, и ставки какого-либо банка, превысившие это значение более чем на 1,5 процентного пункта, могут быть ограничены теруправлением ЦБ.
Ценообразование со ссылкой на крупнейшие банки не является рыночным, поскольку банки топ-10 находятся в более привилегированном положении и могут привлекать дешевые ресурсы из разных источников, говорится в письме АРБ. "Равнение на лидеров рынка не учитывает специфику региона, в котором действует банк, и доступность ресурсов из других, нежели частные вклады, источников",— указывает начальник департамента маркетинга и поддержки продаж банка "Открытие" Анна Каминская.
Менее крупные банки из-за заданного ориентира и постоянного снижения ставки рефинансирования (с апреля снижалась уже девять раз, сейчас — 9,0%) не успевают пересматривать рекламные кампании, жалуются банкиры. "Полный рекламный цикл от согласования плана до его реализации составляет от одного до полутора месяцев. В настоящее время банки обязаны корректировать свою процентную политику не реже чем один раз в 1,5-2 недели",— говорится в письме АРБ. "Если ставка будет пересматриваться, а реклама будет содержать устаревшую информацию, могут возникнуть претензии со стороны ФАС (банк может быть оштрафован на 40-500 тыс. руб.— "Ъ"),— говорит замначальника управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС Татьяна Никитина.— Но менять рекламу каждые две недели действительно нелогично".
Логика ЦБ понятна, и даже если он действует не вполне рыночными методами, его задача — предотвратить системные риски, считает гендиректор ЦЭА "Интерфакс" Михаил Матовников. По его словам, действия регулятора оправдываются тем, что инфляция замедляется, снижаются и ставки по кредитам, и если ставки по депозитам не адаптируются к этим условиям, то это повышает риски для банков.