ЦБ хочет сделать почту публичной
Банк России выступает за увеличение числа кредитных организаций, работающих с «Почтой России», для чего регулятор предлагает сделать публичными как заключаемые ею договоры с банками, так и отбор кредитных организаций для работы с почтой. Эксперты полагают, что предлагаемые меры повысят прозрачность отношений почты и банков, что в свою очередь скажется на увеличении доходности почты.
Замдиректора департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций ЦБ Елена Музыка выступила с предложением расширить число банков, которые работают с «Почтой России». «Мы внесли предложения с тем, чтобы сделать публичным договор почты с кредитными организациями, чтобы множество организаций могло им воспользоваться. Почта получила сеть (42 тыс. отделений. — РБК daily) по наследству, и было бы правильно, чтобы многие банки могли использовать ее возможности, а не только избранные, не пять-десять банков», — цитирует слова Елены Музыки агентство Прайм-ТАСС. По словам г-жи Музыки, «Почта России» могла бы установить критерии для отбора банков по капиталу или их участию в системе страхования вкладов. «Но и эти критерии должны быть публичными», — подчеркнула вчера Елена Музыка. На «Почте России» вчера комментарий по предложениям Банка России предоставить не смогли.
Эксперты полагают, что, если почта установит одинаковые условия в договорах по работе с банками, это позитивно скажется на ее деятельности. «Публичность в отборе банков и публичность в договорах повысит прозрачность отношений между банками и почтой, что в свою очередь будет способствовать снижению убытков на ней», — полагает аналитик ИК «Проспект» Вероника Чекина. На сегодняшний день почта сотрудничает более чем с 20 банками. «Заключение же дополнительных договоров с большим числом банков повысит комиссионные доходы почты», — добавляет Вероника Чекина.
В свою очередь зампред правления банка «Русский стандарт» Евгений Туткевич считает, что «публичная работа почты и ее открытость для всех банков повысит качество платежных операций, проводимых почтой».
Для банков сотрудничество с «Почтой России» выгодно по многим параметрам. Евгений Туткевич отметил: «После заключения договора с почтой у наших клиентов появилось больше возможностей в погашении кредитов, потому что сеть почты позволила расширить нашу сеть присутствия». Исполнительный директора банка «Уралсиб» Илья Филатов добавляет, «что сотрудничество с почтой снизило операционную нагрузку банка и позволило начать обслуживать клиентов в тех местах, где нет отделений банка».
Повысить доходность почты и вывести ее на прибыльность выгодно главе «Почты России» Андрею Казьмину: именно текущая убыточность почты (4,5 млрд руб. за 2007 год) является камнем преткновения на пути преобразования почты из ФГУП в госкорпорацию, за что выступает Андрей Казьмин.