Суд взыскал со Сбербанка РФ компенсацию по утерянному вкладу
Житель нязепетровской глубинки добился возвращения денег, положенных на сберкнижку в 1988 году. Но полученная по решению суда сумма намного меньше дореформенного вклада.
Центральный суд Челябинска указал банку, что по Гражданскому кодексу РФ сроки исковой давности на банковские вклады не распространяются, а потому сведения об операциях с денежными средствами граждан нужно хранить столько, сколько потребуется. Однако иск вкладчика к минфину РФ и Сбербанку РФ удовлетворил лишь частично.
Житель Нязепетровского района потребовал компенсировать ему потерянные сбережения по курсу доллара на июль 1988 года. А поскольку на его счете в сберкассе в то время числилось в 4006 рублей 46 копеек, то он предъявил банку счет на 5723 доллара 51 цент, что по теперешнему курсу соответствует 148 939 рублям. Уточнив свои требования, запросил 163 988 рублей. Кроме того, в качестве компенсации морального вреда потребовал выплатить ему 100 тысяч, плюс проценты за пользование его деньгами в размере 272 220 рублей, плюс неустойку за нарушение прав потребителей - еще 460 000 рублей, плюс компенсацию по вкладу - 3000 рублей. В итоге счет, предъявленный банку, достиг приличной суммы в миллион рублей.
Как выяснилось, положив деньги на сберкнижку, мужчина много лет о них не вспоминал, а в декабре 2004 года узнал, что его счет утерян. Переписка с кредитным учреждением ничего не дала. На запросы поступали стандартные ответы об "отсутствии сведений". В этом истец обвинил сотрудников Сбербанка РФ и попросил наказать их рублем. А для верности призвал в соответчики минфин РФ в лице управления Федерального казначейства РФ по Челябинской области.
Представитель казначейства в суде заявил, что компенсация вкладов граждан предусмотрена законом "О восстановлении и защите сбережений граждан РФ" от 1995 года. Иной в стране нет и быть не может. Кроме того, истец не требовал расторгнуть договор банковского вклада, а значит, оснований для возвращения ему денег нет.
Представители Сбербанка РФ потребовали иск отклонить, поскольку сумма иска по вкладу превысила по доходности 40 процентов годовых. А таких условий не предлагает вкладчикам ни одно легально работающее кредитное учреждение страны, поскольку это нерентабельно. По мнению исполняющего обязанности управляющего Верхнеуфалейским отделением Сбербанка РФ, "испрашиваемый истцом доход в размере 40 процентов годовых негативно скажется на всей коммерческой деятельности Сбербанка России и других категориях его вкладчиков". Кроме того, доказательств обращения за вкладом в 1988 году гражданин не представил, а значит, и оснований для взыскания неустойки за почти 20 лет, в течение которых он якобы не имел возможности воспользоваться своими деньгами, не имеется. Зато есть сомнения в том, что утерянный счет принадлежит именно истцу, поскольку при совпадении фамилии не совпадают имя и отчество. В исковом заявлении значится "Велур", на самом деле Вилур, отчество в книжке записано сокращенно "Аст.", а по паспорту - Альтапович.
Суд пришел к выводу, что безграмотное написание имени и отчества истца не может стать основанием для отклонения иска. Взвесив доводы сторон, он признал часть требований жителя Нязепетровского района законными.
Правда, после деноминации вклад с учетом набежавших процентов превратился в скромную сумму - 4 рубля 54 копейки. Зато компенсация по утраченному вкладу составила четыре тысячи. Так что деньги к вкладчику номинально вернулись. Причем суд акцентировал внимание на том, что это лишь предварительная компенсация. Она будет проводиться в соответствии с законом.
Вместе с тем взыскать с банка вклад в долларовом эквиваленте суд не счел возможным ввиду отсутствия соответствующих норм российского и международного права. Отказано мужчине и во взыскании неустойки, поскольку в 1980-х годах закона о правах потребителей еще не было, а действующий ныне обратной силы не имеет. Компенсация морального вреда не выплачивается, если речь идет о нарушении имущественных прав.
Как сообщили в секторе общественных связей Челябинского отделения Сбербанка РФ, в случае, если клиент не обращается в банк длительное время и по каким-либо причинам его документы утеряны, для выплаты остатков по вкладу и компенсации необходимо решение суда. Теперь оно получено, и права клиента восстановлены. Однако такие случаи в практике Сбербанка РФ единичны.