Президент Ассоциации российских банковГарегин Тосунян выступил сегодня в пресс-центре «Комсомольской правды»
Президент Ассоциации российских банковГарегин Тосунян выступил сегодня в пресс-центре «Комсомольской правды» на пресс-конференции, посвященной предстоящему 6 апреля XVIII съезду АРБ. Он подробно рассказал журналистам о главных вопросах, включенных в повестку дня съезда.
Одна из первостепенных задач, стоящих перед съездом, сказал он, – изменить общественное сознание по отношению к банковской системе, дать отпор все еще существующей среди наших сограждан банкофобии, повернуть экономику от практики распределения к кредитованию.
Коснувшись государственной денежно-кредитной политики (ДКП), глава АРБ отметил, что создание нового механизма долгосрочного рефинансирования возможно лишь после решения задачи перехода к новым принципам формирования ДКП. Денежно-кредитная политика, по его словам, это – документ, который должен содержать комплекс мер, направленных на форсированное развитие кредитного рынка. Недопустимо забывать при формулировании денежно-кредитной политики о ее кредитной составляющей. Без детального рассмотрения вопросов форсированного развития кредита ДКП теряет всякий смысл. В денежно-кредитной политике, убежден Г.Тосунян, необходим специальный раздел, посвященный развитию кредитного рынка.
Остановившись на проблемах банковского надзора, президент АРБ подчеркнул, что надзор – это не цель, а средство обеспечения форсированного и устойчивого развития национальной банковской системы в условиях свободной конкуренции. Эффективный надзор необходим не только клиентам банков, но, прежде всего, самим банкам и всем добросовестным участникам рынка. Закрепление принципов свободной конкуренции, в том числе с помощью эффективных (а не репрессивных) надзорных инструментов, способствует доступности и расширению спектра банковских услуг, снижению их стоимости, развитию кредитного рынка, а значит и экономики в целом.
Некоторые участники дискуссии о надзоре, продолжал Г.Тосунян, придерживаются версии, согласно которой надзор – это инструмент подавления в руках ЦБ для того, чтобы держать все кредитные организации, мягко говоря «в тонусе», тем самым якобы обеспечивая интересы клиентов.
При выработке и осуществлении надзорных мер недопустимо исходить из презумпции того, что подавляющее большинство поднадзорных субъектов являются потенциальными правонарушителями. Если предположить, что 90% участников рынка являются злостными или потенциальными нарушителями установленного порядка, значит необходимо срочно провести ревизию тех правил, которые вызывают столь массовую эпидемию нарушений. И, наоборот, законопослушные участники рынка не должны бояться усиления надзора. Они должны быть уверены - и это должно следовать из содержания надзорных требований и из надзорной практики - что незначительные нарушения, не влекущие за собой никаких серьезных последствий, тем более, технические ошибки не будут использоваться надзорным органом и проверяющими, как повод для придирок.
По мнению, главы АРБ, банковский надзор в существующей сегодня форме должен быть реформирован. С этим согласны практически все участники банковского рынка и многие представители различных ветвей власти, включая и сам Банк России. По окончании реформирования можно будет подумать и о постепенном выводе надзора из компетенции Центробанка. Реформирование банковского надзора будет эффективным лишь в том случае, если к выработке подходов и к процессу разработки и принятия нормативных актов будут привлечены и сами участники рынка.