ТЕМАТИЧЕСКИЕ РУБРИКИ

АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ




Если "умный" банкомат подвел, а банк не спешит возвращать деньги - жалуйтесь в ЦБ

Если банкомат зажевал купюры, а банк не торопится возвращать вам деньги, юристы советуют жаловаться в ЦБ и требовать от банка компенсации ущерба.


Удобных банкоматов, в том числе с функцией приема наличных, становится все больше, держатели пластиковых карт с их помощью охотно пополняют свои банковские счета, расплачиваются по кредитам. Но и случаи отказа умной техники, из-за которых страдают клиенты банков, учащаются.


Июньский отпуск в Турции Светлане Ивановой, клиентке Ситибанка, пришлось проводить скромнее, чем она планировала. Накануне отъезда она решила пополнить карточный счет с помощью банкомата, а машина зажевала 39 000 руб. Банк вернул ей деньги только через три недели. А у Елены Мангилевой, владевшей карточкой Альфа-банка, в приемном устройстве исчез очередной платеж по кредиту. Сотрудник банка предложил внести 4000 руб. еще раз. Поскольку она отказалась, с ее зарплатного счета до рассмотрения претензии списали штраф.


По словам банкиров, тем, кто столкнулся с техническими трудностями, волноваться не стоит — деньги не пропадут. Но сразу вернуть сумму не получится.


Чтобы платеж в счет кредита был учтен или наличность вернули законному владельцу как можно скорее, нужно немедленно оповестить банк о прожорливом устройстве. «Следует написать заявление с описанием проблемы и отдать сотруднику отделения», — говорит начальник управления банковских карт Бинбанка Юрий Татаринов. Если банкомат удаленный, нужно первым делом позвонить в банк, а уж потом отправляться туда с заявлением.


В Ситибанке утверждают, что ведут запись телефонных разговоров и звонка о проблеме с банкоматом будет вполне достаточно, заявление можно не писать.


«Общаться с банком лучше в письменной форме, обязательно нужно потребовать копию заявления — пригодится для доказательства», — настаивает управляющий партнер юридической компании «Добронравов и партнеры» Юрий Добронравов.


Главный свидетель


Но чем раньше клиент сообщит о проблеме, тем скорее банк даст делу ход. После получения претензии банк должен провести расследование. Главный свидетель в нем — банкомат. «Данные обо всех совершенных операциях фиксируются в банкомате либо в электронном виде, либо печатаются на ленте», — поясняет замначальника управления процессинга Промсвязьбанка Алексей Евграфов. После инкассации «лишние» купюры сначала зачисляются на отдельный счет в банке, а после рассмотрения претензии возвращаются клиенту, рассказывает он. В некоторых банкоматах деньги изымают далеко не каждый день. Поэтому может пройти несколько дней, прежде чем инкассаторы снимут показания с банкомата.


По словам начальника отдела консалтинга «Финэкспертизы» Нины Козловой, законодательство не устанавливает никаких твердых сроков рассмотрения претензий в подобных ситуациях, поэтому банки определяют их внутренними положениями. По словам начальника процессингового центра Банка Москвы Вячеслава Межова, банки ориентируются на сроки, установленные платежными системами: претензии могут рассматриваться до 60 дней.


Но «Русский стандарт» обязуется дать ответ в течение 30 календарных дней с момента подачи претензии, Бинбанк — 6 месяцев, «ВТБ 24» — 60 дней.


Если банк затягивает решение вопроса, юристы рекомендуют сначала пожаловаться на него в контролирующие органы. «Если в разумный срок сумма не зачислена на ваш счет, пишите жалобу в Роспотребнадзор или территориальное управление ЦБ и приложите копию вашей претензии к банку», — говорит Добронравов.


Копеечная компенсация


Все это время зависшие суммы не будут работать. Компенсировать упущенную выгоду сполна вряд ли удастся.


По словам Козловой, закон не устанавливает выплаты банками неустойки в подобных случаях. Но некоторые банки стараются как-то загладить вину перед клиентами и предусматривают неустойку за несвоевременное зачисление средств. Например, Альфа-банк по счетам в рублях в таких случаях начисляет 0,01% от суммы платежа за каждый день просрочки, по валютным — 0,001%. Если в документах банка неустойка не оговорена, то требовать ее выплаты можно только через суд. «Можно подавать иск о незаконном пользовании вашим имуществом и требовать компенсации ущерба от этого пользования», — уверен управляющий партнер адвокатской конторы «Раппопорт и партнеры» Александр Раппопорт. «Например, начисления процентов по ставке рефинансирования ЦБ за фактический период пользования банком средствами клиента», — добавляет адвокат коллегии «Юков, Хренов и партнеры» Алина Топорнина.


Также пострадавший может просить суд о компенсации морального ущерба, но доказать его проблематично. «Средний размер морального ущерба даже в уголовных делах обычно не превышает 20 000 руб.», — предупреждает Топорнина.


Однако если сумма зависших в банке средств незначительна, то хлопоты с взысканием ущерба через суд, по мнению старшего юриста «ФБК-право» Александра Ермоленко, не окупятся.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Худая теплица
Предвестники кризиса
Правда о Вашем банке



ПАРТНЕРЫ
 
 

Главная | Новости | Кризис - 1998 | Реформы | Регулировани | Банки и реальный сектор | Вклады граждан в банках | Перспективы развития банковской системы России | Архив новостей
| Правила пользования | Заметки на полях | Горячее | Книги | Цитируемость | Анонсы | Публикации | Перспективы развития банковской системы России | Статьи | Ссылки
   

Copyright © Михаил Матовников 2000-2024. При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.