Банку России поставили тройку с плюсом
Индекс транспарентности Банка России составляет всего 3,5 балла из 15 возможных, говорится в отчете Центра экономических исследований (ЦЭИ) Московской финансово-промышленной академии (МФПА).
Уровень информационной открытости и прозрачности российского Центрального банка ниже, чем в cреднем у центробанков в других регионах мира, включая Африку и Латинскую Америку. Главные проблемы Банка России, по мнению экспертов, связаны с закрытостью денежно-кредитной политики и недостаточным раскрытием отчетности, из-за чего нарушения в расходовании средств выявляются лишь спустя годы. «У Банка России не разработана полноценная информационная политика и стратегия ее реализации. Большинство мероприятий информационной политики не имеет системной основы и носит эпизодический характер», — говорится в отчете МФПА. Наивысшие оценки получили центробанки Новой Зеландии (13,5) и Швеции (13), самые низкие — центробанки Саудовской Аравии (0), Эфиопии, Ливии, Кувейта, Бермудов и Йемена (у всех по 1).
Как отмечает директор ЦЭИ МФПА Сергей Моисеев, одна из главных проблем Банка России — недостаточное макроэкономическое прогнозирование: «Нужны макроэкономические прогнозы не только по инфляции и рублю, но и более подробно по статьям платежного баланса, состоянию ликвидности, диапазону процентных ставок на ежеквартальной основе». По словам г-на Моисеева, это необходимо для управления ожиданиями в экономике, что является очень важным инструментом эффективности денежно-кредитной политики и позволяет минимизировать вмешательство в рынок. «Кроме того, Банк России должен раскрывать информацию, чтобы общество могло судить о его эффективности, — подчеркивает Сергей Моисеев, добавляя, что деятельность ЦБ характеризуется информационной неопределенностью, из-за этого участники рынка не могут иметь достоверного представления о рыночной конъюнктуре, действиях регулятора, что чревато принятием ошибочных решений о потреблении и инвестициях.
«Есть два главных момента, которые значительно снижают транспарентность Банка России, — отмечает председатель совета директоров МДМ-банка Олег Вьюгин. — ЦБ не публикует протоколы заседаний совета директоров по вопросам денежно-кредитной политики, принятые решения обосновываются формально, пояснения в виде релизов и выступлений бывают не всегда. Не хватает информации о мотивах его политики, позволяющей гражданам ее оценивать, делать самостоятельные выводы и прогнозы. Второе — недостаточно информации о бюджете Банка России и его расходах».
Если бы ЦБ публиковал отчет о прибылях и убытках, как предлагают авторы исследования, то вряд ли стала бы возможной выплата пенсий его сотрудникам за счет доходов от денежной эмиссии на протяжении целых трех лет, что было обнаружено Счетной платной в ходе проверки в начале этого года . Сейчас же ЦБ, отчитываясь о финансово-хозяйственной деятельности, публикует лишь годовой отчет по РСБУ и каждый месяц — сводный консолидированный баланс, из которого, как замечает г-н Моисеев, «практически ничего, кроме динамики денежной базы, понять невозможно».
Между тем, по данным РБК daily, Банк России уже десять лет составляет финансовую отчетность по международным стандартам для внутренних целей, в частности, чтобы проводить сравнение с другими центробанками. Однако эта отчетность делается исключительно для внутреннего пользования.
Впрочем, и участники рынка, и авторы исследования отмечают улучшение транспарентности Банка России. «У ЦБ информативный сайт, где много макроэкономической и банковской статистики, есть практика обсуждения проектов нормативных актов и достаточно широкое сотрудничество с банковскими ассоциациями, а представители ЦБ часто выступают на конференциях», — говорит президент Московской международной валютной ассоциации Алексей Мамонтов. Но при этом, по словам г-на Мамонтова, ЦБ сильно отстает в прозрачности принимаемых решений по конкретным организациям, а это чревато субъективностью и произволом.
В декабре 2007 года первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев пообещал расширить практику раскрытия информации вплоть до публикации протоколов заседания комитета по денежно-кредитной политике, включающих доклады руководства и результаты голосования. Однако он увязал нововведения с переходом к политике таргетирования инфляции, что, по решению правительства РФ, должно произойти до 2010 года. Между тем авторы исследования отмечают, что переход к таргетированию может и задержаться, а Центральный банк должен обладать необходимым уровнем прозрачности вне зависимости от режима денежно-кредитной политики. Впрочем, как заявил РБК daily председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Владислав Резник, он не исключает вероятности повышения информационной открытости ЦБ в законодательном порядке.
Получить комментарии в Банке России РБК daily не удалось. Основу исследования под названием «Транспарентность денежно-кредитной политики и повышение требований к раскрытию информации Банком России» составляет оценка ЦБ по индексу Эйффингера — Гераац, одного из основных стандартов оценки открытости центральных банков в международной практике. Девять показателей в индексе из 15 были оценены с весом 0 баллов: в отличие от центральных банков развитых стран ЦБ не публикует протоколы заседаний органов, принимающих решения по денежно-кредитной политике, и не объясняет процесс их принятия, не раскрываются экономические модели, на основе которых принимаются решения и механизмы их реализации. У банка нет оперативных отчетов о достижении целей, не раскрываются намерения о дальнейших действиях после заседаний совета директоров, также отсутствует количественное определение целей в законодательстве.