Банкиры корректируют законопроект "Об официальном бухгалтерском учете" в России.
Ассоциация региональных банков России, рассмотрев новую редакцию проекта федерального закона "Об официальном бухгалтерском учете", направила свои замечания и предложения в Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Минфина РФ, сообщает пресс-служба ассоциации.
В письме отмечается, что Минфином РФ учтен ряд замечаний и предложений, поступивших от организаций с момента появления законопроекта в конце декабря 2005г. и до настоящего времени. Однако, многие внесенные предложения в ходе обсуждения были отклонены Межведомственной рабочей группой по подготовке проекта закона.
В первоначальном варианте проекта был полностью исключен блок вопросов касательно полномочий и обязанностей главного бухгалтера организации, не определялось, какое лицо в организации после вступления в силу закона, несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное предоставление отчетности. Проект закона также упразднил требование предыдущей редакции ФЗ "О бухгалтерском учете" в части необходимости второй финансовой подписи на денежных и расчетных документах, т.е. подписи главного бухгалтера, предоставив руководителю право единоличного решения. Статья 12 пункта 8 законопроекта также не содержит обязательного требования по наличию подписи главного бухгалтера на бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Позиция в отношении главного бухгалтера, предложенная в проекте закона, представлялась не совсем обоснованной, поскольку для организации необходимо лицо, осуществляющее финансовый контроль и параллельно разбирающееся в бухгалтерском учете и отчетности.
Указанное замечание было изложено в письме Ассоциации региональных банков России от 27 января 2006 г., направленном в Минфин.
В новой редакции проекта статья 6 "Обязанность ведения бухгалтерского учета" дополнена пунктами 7 и 8, которыми установлено следующее:
• - руководитель обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное специальное должностное лицо, либо заключить договор оказания услуг по ведению бухгалтерского учета;
• - квалификационные требования к лицам, на которых возлагается ведение бухучета в кредитных организациях, устанавливаются Центральным банком Российской Федерации;
• - минимальные квалификационные требования к лицам, на которых возлагается ведение бухучета в экономических субъектах, отчетность которых подлежит обязательному аудиту (за исключением кредитных организаций), устанавливаются Правительством РФ (в связи с этим, вероятно, главным бухгалтерам ряда организаций придется проходить обязательное обучение с сертификацией и последующим ежегодным прослушиванием определенного количества учебных часов);
• - в случае разногласия между руководителем и главным бухгалтером в отношении ведения бухгалтерского учета:
1. данные, содержащиеся в первичном учетном документе, принимаются главным бухгалтером к учету по письменному распоряжению руководителя, который единолично несет ответственность за созданную в результате этого информацию;
2. объект бухгалтерского учета отражается (не отражается) главным бухгалтером на основании письменного распоряжения руководителя, который единолично несет ответственность за достоверность представления финансового положения организации на отчетную дату, финансового результата ее деятельности и движения денежных средств за отчетный период.
По мнению экспертов, отмена обязательной второй подписи главного бухгалтера на финансовых документах компании может привести к отрицательным последствиям - наличие второй подписи гарантировало главному бухгалтеру возможность обсуждения с руководителем предстоящей операции и предупреждения ее негативных налоговых последствий, теперь же многие финансовые вопросы могут решаться без главного бухгалтера, либо главный бухгалтер рискует иметь дело с уже совершенными операциями и получать документы с опозданием.
Однако, эти моменты можно оговорить в отдельном локальном акте организации с установлением соответствующего документооборота.
Помимо блока вопросов о роли главного бухгалтера в письме Ассоциации, были изложены другие замечания по доработке проекта закона.
Кроме того, в письме Ассоциации региональных банков России, направленном в Минфин РФ, отмечалось о необходимости предусмотреть в проекте возможность хранения документов в виде электронных баз данных и определить порядок такого хранения документов.
В статье "Хранение документов бухгалтерского учета" не учтены указанные предложения. Министерство финансов считает, что проект закона не препятствует применению и хранению документов в электронном виде, при этом Межведомственная рабочая группа по подготовке проекта закона имеет ввиду возможность включения указанных предложений в качестве изменений к законодательству об архивном деле.
Позитивным моментом законопроекта является изменение требований к оформлению первичных документов. Проект закона, устанавливая обязательные реквизиты первичных документов, не содержит требования об обязательном составлении документов по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, которые установлены Госкомстатом. Таким образом, организация вправе решить, применять ей унифицированные формы, которые сейчас существуют, или же разработать свои. При этом, в соответствии с п. 4 статьи 8 "Первичные учетные документы", формы первичных учетных документов утверждает руководитель по представлению лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.
Таким образом, появляется возможность вместо необходимости использования громоздких, перегруженных излишними реквизитами унифицированных форм, не отвечающих потребностям учета, применять для оформления хозяйственных операций более удобные, самостоятельно разработанные формы первичных учетных документов, отвечающие потребностям организации и содержащие необходимую для нее информацию.
Кроме того, положительным моментом является введение в проект двух статей об особенностях бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации и при ликвидации предприятия (ст. 15 и 16), где четко прописано, что считается отчетным годом для реорганизованных предприятий. Ранее такие нормы не были предусмотрены.
Однако, в проекте не отражен вопрос о вступительных остатках - можно ли считать вступительными остатками те активы и пассивы, которые имеются у организации на начальную дату, о том, каким должен быть начальный баланс таких организаций.