ТЕМАТИЧЕСКИЕ РУБРИКИ

АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ




Угроза лишиться надзорных функций вынуждает Центробанк искать компромисс с Госдумой, требующей передать эти полномочия мегарегулятору

Первый заместитель председателя ЦБ РФ Геннадий Меликьян считает, что надзор может быть выделен из центрального аппарата регулятора в отдельную структуру. Неожиданная покладистость Центробанка - не что иное, как первый шаг к капитуляции в аппаратной борьбе, уверены эксперты.

Перспектива передела функций ЦБ стала обретать реальные черты после проверки регулятора Генпрокуратурой, выявившей, что ЦБ не справляется с надзором, чем "создает идеальные условия для коррупционных проявлений". Ответы руководства ЦБ о своем неведении относительно предмета обвинения выглядели, очевидно, слабым аргументом. На ЦБ ополчилась Госдума, депутаты которой предложили лишить банк надзорных функций и передать их мегарегулятору - органу, который будет осуществлять надзор за банками, страховщиками, пенсионными фондами и прочими денежными институтами. Один из авторов идеи, председатель комитета Госдумы по кредитным организациям Владислав Резник убежден, что откладывать такую реформу далее невозможно. "Банк России создал особый мир, который характеризуется узурпацией государственно-властных полномочий по противодействию легализации, собственной системой правил, в рамках которой банки карают за законные операции",- заявлял он в феврале. В качестве вероятного преемника надзорных функций назывался Росфинмониторинг (ФСФМ), однако на днях глава этого ведомства Виктор Зубков поспешил заверить банкиров, что никогда не претендовал на надзорные функции ЦБ.

Сам ЦБ прежде даже не обсуждал возможность отказа от надзорных функций. Еще позавчера Геннадий Меликьян заявлял, что выведение надзора из ЦБ сильно его ослабит, а вчера не исключил возможность "отделения регулирования от практического надзора".

ЦБ начал искать компромиссы, уверен председатель совета Ассоциации региональных банков, первый исполнительный вице-президент РСПП Александр Мурычев. В качестве других вариантов, которые будут обсуждаться в РСПП 23 марта, добавил он, предлагаются укрепление службы банковского надзора специалистами из ФСФМ, ФСФР, а также переподчинение главы комитета по банковскому надзору в структуре ЦБ непосредственно Госдуме, которая будет его назначать. "Все что угодно, но только не радикальные предложения!" - убежден Мурычев. Предложение Меликьяна счел вполне жизнеспособным и Владислав Резник, но только в качестве первого шага на пути к созданию мегарегулятора. "На этом пути, безусловно, должен быть переходный период, но альтернативы мегарегулятору все равно нет",- отрезал депутат.

У ЦБ нет шансов выиграть, речь может идти лишь о форме капитуляции, что и подтверждает заявление Меликьяна, считает директор Центра политической информации Алексей Мухин. Реформу надзора можно расценивать как усиление концентрации власти Кремля, которому и принадлежит идея передачи этих функций ведомству "своего" Зубкова, продолжает он. "ФСФМ необходимо перед выборами поставить под свой жесткий контроль все финансовые потоки, и компромиссов тут не будет",- убежден Мухин.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Худая теплица
Предвестники кризиса
Правда о Вашем банке



ПАРТНЕРЫ
 
 

Главная | Новости | Кризис - 1998 | Реформы | Регулировани | Банки и реальный сектор | Вклады граждан в банках | Перспективы развития банковской системы России | Архив новостей
| Правила пользования | Заметки на полях | Горячее | Книги | Цитируемость | Анонсы | Публикации | Перспективы развития банковской системы России | Статьи | Ссылки
   

Copyright © Михаил Матовников 2000-2024. При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.