Рынок боится госкорпорации развития
Вчера администрация президента сообщила, что глава государства Владимир Путин подписал закон «О Банке развития». Банковское сообщество опасается, что вновь создаваемая госкорпорация может превратиться в монстра, который станет обладать значительными финансовыми ресурсами и при этом не будет подчиняться ни Банку России, ни другим регуляторам, действующим на финансовом рынке.
Впрочем, по словам советника председателя Внешэкономбанка (ВЭБ) Александра Беккера, эти опасения беспочвенны: Банк развития не сможет выйти за рамки требований, которые будет устанавливать правительство.
Банк развития создается в виде государственной корпорации на базе ВЭБа с уставным капиталом не менее 70 млрд руб. Между тем уже через три года его капитал может вырасти в три раза и составить 200 млрд руб. Об этом неоднократно заявлял глава Минэкономразвития Герман Греф. При этом заместитель председателя ВЭБа Сергей Лыков в марте отметил, что к концу 2007 года Банку развития удастся увеличить активы до 9 млрд долл.
По замыслу правительства значительный объем средств позволит Банку развития финансировать инвестиционные проекты, направленные на развитие инфраструктуры государства. Банк сможет это делать либо через выдачу кредитов, либо путем вхождения в капитал коммерческих организаций. Для этого ему разрешено открывать банковские счета и осуществлять кредитную деятельность. В то же время законодатели освободили Банк развития от необходимости иметь банковскую лицензию, формировать какие-либо резервы и отчитываться перед ЦБ.
«Банк развития создается не с целью заработать денег, а для того, чтобы максимально сократить возможные убытки государства при реализации крупных инфраструктурных проектов, — пояснил источник РБК daily в правительстве. — Коммерческие банки не в состоянии финансировать такого рода проекты, поскольку жесткий контроль со стороны ЦБ и обязательства по формированию резервов являются для банков сдерживающим фактором. Именно поэтому Банк развития и выведен из-под ЦБ».
Госкорпорация будет подотчетна исключительно правительству, а контроль над ее деятельностью возложен на наблюдательный совет, который возглавит премьер-министр. Основные параметры работы Банка развития — количественные ограничения на привлечение заемных средств, лимиты, основные условия, порядок и сроки предоставления кредитов и займов, участия в уставном капитале хозяйственных обществ — будут содержаться в его ежегодных меморандумах, которые утверждаются правительством. Как пояснил источник РБК daily в правительстве, возможно, в меморандуме будет прописан и размер доходности, который банк должен получить от реализации инвестпроектов, но этот вопрос пока еще находится в стадии обсуждения.
Между тем банковское сообщество не испытывает восторга от того, что на рынке появится Банк развития. Еще во время рассмотрения законопроекта «О Банке развития» в Госдуме участники рынка говорили, что создается мало кому подконтрольный монстр, который будет распоряжаться значительными средствами. «По моему личному мнению, такого рода опасения небеспочвенны, — сказала РБК daily Светлана Петракова, которая отвечает в Газпромбанке за связи с правительством. — Банк развития не будет подконтролен нормам действующего банковского законодательства, а будет функционировать в рамках специального законодательства. И при этом он сможет заниматься страховой деятельностью, через дочерние или аффилированные структуры выходить на рынок ценных бумаг и точно так, через «дочек», предоставлять весь спектр банковских услуг, включая услуги населению».
Несмотря на то что Банк развития является некоммерческой организацией, закон не запрещает ему входить в капитал коммерческих предприятий, в том числе банков. При этом корпорации достанется «дочка» ВЭБа — Росэксимбанк, который сохранит статус юридического лица и банковскую лицензию. В дальнейшем предполагается, что еще одной дочерней структурой банка станет Российский банк развития. В результате госкорпорация через свои дочерние банки сможет, по сути, работать как обычная кредитная организация. Кроме того, в законе не сказано и том, через какие банки создаваемая организация вправе финансировать инвестпроекты.
Как заявил РБК daily заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Андрей Кашеваров, ведомство пока не определилось с вопросом, запрещать или нет госбанкам, включая Банк развития, создавать «дочки». «Скорее всего свои предложения на эту тему мы внесем в правительство в начале 2008 года, — пояснил Андрей Кашеваров. — Но в любом случае наша позиция такова: госбанки не должны присутствовать на тех рынках, где эффективно работает частный капитал».
«На мой взгляд, предоставление Банку развития права на участие в акционерном капитале хозяйствующих субъектов открывает возможность для создания им «околобанковского» бизнеса, — считает Светлана Петракова. — У него появится возможность заниматься лоббированием интересов, в том числе собственных «дочек», привлекая их для соинвестирования в инфраструктурные проекты». В свою очередь, по ее мнению, «дочки» Банка развития, являющиеся профучастниками рынка ценных бумаг, будут иметь возможность лоббировать интересы госкорпорации на этом рынке.
Александр Беккер не разделяет точку зрения банкиров: «Ни в одной стране мира, где действуют Банки развития, не возникает опасений по поводу деятельности таких институтов, поскольку они жестко контролируются правительством».
>