ТЕМАТИЧЕСКИЕ РУБРИКИ

АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ




Рынок боится госкорпорации развития

Вчера администрация президента сообщила, что глава государства Владимир Путин подписал закон «О Банке развития». Банковское сообщество опасается, что вновь создаваемая госкорпорация может превратиться в монстра, который станет обладать значительными финансовыми ресурсами и при этом не будет подчиняться ни Банку России, ни другим регуляторам, действующим на финансовом рынке.


Впрочем, по словам советника председателя Внешэкономбанка (ВЭБ) Александра Беккера, эти опасения беспочвенны: Банк развития не сможет выйти за рамки требований, которые будет устанавливать правительство.


Банк развития создается в виде государ­ственной корпорации на базе ВЭБа с уставным капиталом не менее 70 млрд руб. Между тем уже через три года его капитал может вырасти в три раза и составить 200 млрд руб. Об этом неоднократно заявлял глава Минэкономразвития Герман Греф. При этом заме­ститель председателя ВЭБа Сергей Лыков в марте отметил, что к концу 2007 года Банку развития удастся увеличить активы до 9 млрд долл.


По замыслу правительства значительный объем средств позволит Банку развития финансировать инвестиционные проекты, направленные на развитие инфраструктуры государства. Банк сможет это делать либо через выдачу кредитов, либо путем вхождения в капитал коммерческих организаций. Для этого ему разрешено открывать банковские счета и осуществлять кредитную деятельность. В то же время законодатели освободили Банк развития от необходимости иметь банковскую лицензию, формировать какие-либо резервы и отчитываться перед ЦБ.


«Банк развития создается не с целью заработать денег, а для того, чтобы максимально сократить возможные убытки государства при реализации крупных инфраструктурных проектов, — пояснил источник РБК daily в правительстве. — Коммерческие банки не в состоянии финансировать такого рода проекты, поскольку жесткий контроль со стороны ЦБ и обязательства по формированию резервов являются для банков сдерживающим фактором. Именно поэтому Банк развития и выведен из-под ЦБ».


Госкорпорация будет подотчетна исключительно правительству, а контроль над ее деятельностью возложен на наблюдательный совет, который возглавит премьер-министр. Основные параметры работы Банка развития — количественные ограничения на привлечение заемных средств, лимиты, основные условия, порядок и сроки предоставления кредитов и займов, участия в уставном капитале хозяйственных обществ — будут содержаться в его ежегодных меморандумах, которые утверж­да­ются правительством. Как пояснил источник РБК daily в правительстве, возможно, в меморандуме будет прописан и размер доходности, который банк должен получить от реализации инвестпроектов, но этот вопрос пока еще находится в стадии обсуждения.


Между тем банковское сообщество не испытывает восторга от того, что на рынке появится Банк развития. Еще во время рассмотрения законопроекта «О Банке развития» в Госдуме участники рынка говорили, что создается мало кому подконтрольный монстр, который будет распоряжаться значительными средствами. «По моему личному мнению, такого рода опасения небеспочвенны, — сказала РБК daily Светлана Петракова, которая отвечает в Газпромбанке за связи с правительством. — Банк развития не будет подконтролен нормам действующего банковского законодательства, а будет функционировать в рамках специального законодательства. И при этом он сможет заниматься страховой деятельностью, через дочерние или аффилированные структуры выходить на рынок ценных бумаг и точно так, через «дочек», предоставлять весь спектр банков­ских услуг, включая услуги населению».


Несмотря на то что Банк развития является некоммерческой организацией, закон не запрещает ему входить в капитал коммерче­ских предприятий, в том числе банков. При этом корпорации достанется «дочка» ВЭБа — Росэксимбанк, который сохранит статус юридического лица и банковскую лицензию. В дальнейшем предполагается, что еще одной дочерней структурой банка станет Российский банк развития. В результате госкорпорация через свои дочерние банки сможет, по сути, работать как обычная кредитная организация. Кроме того, в законе не сказано и том, через какие банки создаваемая организация вправе финансировать инвестпроекты.


Как заявил РБК daily заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Андрей Кашеваров, ведомство пока не определилось с вопросом, запрещать или нет госбанкам, включая Банк развития, создавать «дочки». «Скорее всего свои предложения на эту тему мы внесем в правительство в начале 2008 года, — пояснил Андрей Кашеваров. — Но в любом случае наша позиция такова: госбанки не должны присутствовать на тех рынках, где эффективно работает част­ный капитал».


«На мой взгляд, предоставление Банку развития права на участие в акционерном капитале хозяйствующих субъектов открывает возможность для создания им «околобанковского» бизнеса, — считает Светлана Петракова. — У него появится возможность заниматься лоббированием интересов, в том числе собственных «дочек», привлекая их для соинвестирования в инфраструктурные проекты». В свою очередь, по ее мнению, «дочки» Банка развития, являющиеся профучастниками рынка ценных бумаг, будут иметь возможность лоббировать интересы госкорпорации на этом рынке.


Александр Беккер не разделяет точку зрения банкиров: «Ни в одной стране мира, где действуют Банки развития, не возникает опасений по поводу деятельности таких институтов, поскольку они жестко контролируются правительством».

>
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Худая теплица
Предвестники кризиса
Правда о Вашем банке



ПАРТНЕРЫ
 
 

Главная | Новости | Кризис - 1998 | Реформы | Регулировани | Банки и реальный сектор | Вклады граждан в банках | Перспективы развития банковской системы России | Архив новостей
| Правила пользования | Заметки на полях | Горячее | Книги | Цитируемость | Анонсы | Публикации | Перспективы развития банковской системы России | Статьи | Ссылки
   

Copyright © Михаил Матовников 2000-2024. При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.