ТЕМАТИЧЕСКИЕ РУБРИКИ

АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ




Страховщики ищут дно

По мнению специалистов, уже через несколько месяцев рынок страхования может накрыть волна кризиса. В первую очередь банкротство ждет компании, которые преуспели в сфере автострахования (ОСАГО и каско), и сейчас из-за этого терпят убытки. Но и крупные страховщики из-за кризиса вынуждены менять условия работы, а рискованность любого направления деятельности возрастает.

По итогам I полугодия средний уровень страховых выплат в Санкт-Петербурге составил 66,7 процента. Если учесть затраты на ведение дел (хозяйственные и иные расходы самих страховых компаний), то их финансовый результат (рентабельность) не достигнет и 10 процентов. А около 30 страховщиков работали в убыток, который может привести к их банкротству.

Великое пирамидостроение

«Первое полугодие показало усиление процессов консолидации и концентрации страхового рынка, – констатирует Павел Муретов, руководитель Северо-Западного дивизиона СК «Ренессанс страхование». – Десятка ведущих страховых компаний контролирует уже более 50 процентов всех страховых сборов, и эта тенденция будет только усиливаться. При этом объемы рынка добровольного страхования сократились на 8 процентов».

Особенность страхового бизнеса заключается в том, что высокие сборы (а именно по этому показателю строится большинство рейтингов) могут «аукнуться» в следующих периодах. С началом прошлого года сборы стали падать, и многие участники рынка пошли на демпинговое снижение тарифов, пренебрегая рисками и де-факто воздвигая «финансовую пирамиду».

Результат такой политики, по мнению директора филиала страховой компании «Спасские ворота» Алексея Куликова, можно будет ожидать примерно с ноября по февраль: «Как ребенок рождается, так и волна накрывает через восемь-девять месяцев. Начиная с ноября, пойдет череда закрытия небольших страховых компаний, которые в начале года пытались удержаться на плаву путем снижения тарифов по каско и высоких комиссионных по ОСАГО».

Прогнозы Павла Муретова менее пессимистичны: в третьем квартале продолжится падение, а вот уже в ноябре можно ожидать стабилизации.

«В середине кризиса оценивать его результаты рано, хотя тренды уже видны. Сейчас особо заметно неравномерное развитие отдельных компаний, явная неготовность многих к временному сжатию рынка, – считает Татьяна Никитина, первый заместитель генерального директора «Росгосстрах-Северо-Запад». – Небольшие компании, которые специализируются на ОСАГО, тяжело проходят кризис. Сборы сократились, резервы несколько пострадали на финансовом рынке, а выплаты необходимо обеспечивать постоянно. Десятки таких компаний уже «за последней чертой», они лишены лицензии на основной для них вид страхования».

Стоит ли клиентам опасаться страхового кризиса? Клиенты по ОСАГО в любом случае получат выплаты за счет компенсационного фонда Российского союза страховщиков (РСА). А вот владельцы полисов каско, ДМС, застраховавшие свои квартиры, дачи и т.д., могут остаться у разбитого корыта.

Четырехколесная опасность

Автострахование специалисты считают основным источником прошедших и грядущих бед. Из-за девальвации рубля и, соответственно, повышения расходов на ремонт растут выплаты. А сборы, особенно в начале года, существенно снизились.

Многие автовладельцы решили экономить на добровольном страховании (каско), а полисы ОСАГО покупать только на три месяца. «Потребители, испуганные кризисом, экономили и сокращали расходы, перенося приобретение полиса на будущее, – отмечают аналитики Центра стратегических исследований компании «Росгосстрах». – Однако начиная с марта сборы премии стали расти, хотя темп существенно ниже, чем в предшествующие годы. Июньский всплеск в сборах по ОСАГО можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, это отложенный спрос, не реализованный в предшествующие месяцы: обязательный характер ОСАГО никто не отменял, и полис по-прежнему необходим для поездок всем автовладельцам, включая и дачников, летом активно пользующихся своими машинами. Во-вторых, у потребителей проходит испуг, вызванный кризисом: коллапс экономики, который предрекали многие, не случился».

Многие крупные страховщики не без гордости говорят о том, что смогли в кризисный период увеличить сборы даже по ОСАГО. Например, по словам Алексея Куликова, в Санкт-Петербурге «Спасские ворота» собрали в I полугодии на 7 процентов больше премий, чем за тот же период прошлого года. Однако при этом выплаты увеличились на 20 процентов. Причем, по мнению экспертов Росгосстраха, рост рынка «автогражданки» обусловлен ростом стоимости договора за счет повышения тарифов или увеличения стоимости проданных машин, а не за счет увеличения числа клиентов.

Санкт-Петербург кризис автострахования пока не сильно затронул – средний уровень выплат по ОСАГО не превышает 69 процентов. Во многих других городах и областях убыточность давно зашкалила за 100 процентов, и весеннее повышение тарифов далеко не везде спасло компании от убытков. «Есть регионы, в которые я запретила посылать полисы», – признается Елена Фельгенгауэр, вице-президент компании «Спасские ворота».

Грядущие проблемы

Как ни странно, но менее рискованным остается страхование долевого строительства. По словам Елены Фельгенгауэр, до сих пор даже при нарушении сроков строительства клиенты не требовали выплат, так как из-за роста цен на жилье было выгодно получить квартиру (пусть с задержкой), нежели внесенные несколько лет назад деньги.

Через страховщика можно защититься от банкротства строительной компании, двойной продажи квартиры или разрушения дома. А вот риск нарушения сроков строительства уже не страхуется вообще, так как эти случаи стали повсеместными. Тариф страхования «долевки» составляет сегодня около 2 процентов от стоимости контракта, но далеко не любой объект и не любого застройщика будет застрахован: перед оформлением полиса страховщик проводит серьезную проверку. Огласить «черный список» компаний или признать участие в нем крупнейших нарушителей (например, ЛЭК) начальник управления филиала «Спасских ворот» Татьяна Чачанова отказалась.

Наименее рискованным считается страхование ответственности опасных объектов, так как выплата производится только после судебного решения, но и в этой области компании не могут «спать спокойно». «То, что мы считали нерисковым, может «выстрелить»: Саяно-Шушенскую ГЭС страховали десятилетиями. Теперь этот опасный объект «рванул», – констатирует Елена Фельгенгауэр.

В Росгосстрахе отмечают, что лидерами снижения темпов стали корпоративные виды страхования: строительно-монтажные риски, страховая защита здоровья сотрудников компаний. В первом случае причиной является остановка строительной отрасли, во втором – стремление работодателей сократить затраты. Кризис не обошел стороной розничное страхование, и в отдельных сегментах сборы снизились серьезно, особенно в банковском секторе. На этом фоне сохранилась позитивная динамика в розничном страховании – защита имущества и здоровья граждан.

«Население продолжает страховать и дома, и квартиры, и личный транспорт. Здесь сильны житейские, рациональные мотивы. Собственники имущества понимают, что в кризис происшествия с имуществом по-прежнему возможны, а вот собственных средств для восстановления утраченного становится меньше», – уверена Татьяна Никитина.

РЕКЛАМА

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Худая теплица
Предвестники кризиса
Правда о Вашем банке



ПАРТНЕРЫ
 
 

Главная | Новости | Кризис - 1998 | Реформы | Регулировани | Банки и реальный сектор | Вклады граждан в банках | Перспективы развития банковской системы России | Архив новостей
| Правила пользования | Заметки на полях | Горячее | Книги | Цитируемость | Анонсы | Публикации | Перспективы развития банковской системы России | Статьи | Ссылки
   

Copyright © Михаил Матовников 2000-2019. При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.