ТЕМАТИЧЕСКИЕ РУБРИКИ

АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ




АРБ и Роспотребнадзор очистят рынок от недобросовестных банков и коллекторов

Как известно, Ассоциация российских банков /АРБ/ и Роспотребнадзор осенью прошлого года заключили Соглашение о сотрудничестве по вопросам защиты прав потребителей в сфере предоставления финансовых услуг гражданам. 23 января эти две, на первый взгляд, совершенно разные структуры подписали план совместных действий на 2008 год. Со стороны Роспотребнадзора документ подписал руководитель ведомства Геннадий Онищенко, со стороны АРБ - ее президент Гарегин Тосунян.

Согласно плану, предусматривается проведение совместных консультаций АРБ и Роспотребнадзора с кредитными организациями, целью которых станет выработка предложений по совершенствованию практики выдачи потребительских кредитов населению. В частности, в апреле представители Роспотребнадзора примут участие в XIX съезде АРБ. К этому мероприятию ведомство планирует подготовить аналитический обзор практики, связанной с оборотом кредитных карт и применением новаций при оказании финансовых услуг, а также материалы о состоянии потребительского рынка финансовых услуг.

Главное, по словам Г.Онищенко – добиться повышения качества потребительских услуг. При этом Роспотребнадзор не собирается отступать от принципа "одно ведомство – один проверяющий". В банковскую сферу он вмешиваться не собирается. Объектом пристального внимания ведомства Г.Онищенко станут банки, обманывающие граждан при заключении договора кредитования. "Наша тема – претензии к неполному информированию граждан, - отметил он. – А условия договора – уже не наша епархия. Пусть человек платить хоть 500 проц годовых, главное, чтобы он заранее был осведомлен об этом. А вот если он платить 501 и даже 500,05 проц – это уже к нам". Появление новой услуги, за которую нужно платить, и которая не была прописана в договоре, тоже будет относиться к ведению Роспотребнадзора.

В 2007 году граждане довольно активно жаловались Роспотребнадзору на банки. По неполным данным, приведенным Г.Онищенко, в прошлом году в Роспотребнадзор поступило 1062 жалобы граждан. Из них 357 жалоб составлены в письменной форме, 705 были озвучены устно. Более всего жаловались на банки Красноярского края, Москвы и Нижнего Новгорода. В основном, по словам главы Роспотребнадзора, претензии граждан связаны с неполным информированием их со стороны банков обо всех условиях кредитования. Больше всего жалоб на банки поступило в Красноярском крае, Москве и Нижнем Новгороде. Г.Онищенко также сообщил, что жаловались в 2007 году, в частности, на банки "Русский стандарт", "Хоум кредит", Абсолют-банк и "Первое О.В.К.".

В рамках подписанного сегодня плана совместных действий стороны сочли необходимым продолжать практику рассмотрения обращений по вопросам оказания финансовых услуг потребителям в рамках работы общественных приемных Роспотребнадзора с участием представителей АРБ. По словам Г.Онищенко, Роспотребнадзор уже не раз совместно с представителями банков вел прием граждан.

Со своей стороны, президент АРБ Гарегин Тосунян отметил, что в рамках совместной работы стороны хотят очистить рынок от недобросовестных кредитных организаций, а также от мошенников-потребителей. Ведь, как отметил Г.Онищенко, кредиты бывают разными. И потребительское кредитование – один из новых и популярных продуктов на этом рынке. "Типичная ситуация: студент, увидев модный мобильный телефон, хочет его приобрести, пусть даже сейчас нет денег, - рассказывает глава Роспотребнадзора. – Тут как тут к его услугам вездесущие банки, предлагающие ему купить вожделенный телефон прямо сейчас. И вместо того, чтобы оценить – а нужна ли ему эта покупка прямо сейчас или подкопить денег, молодой человек берет кредит. Часто не обращая внимания на условия договора и не высчитывая проценты". Между тем, банки сегодня должны понять, что путь кооператива 90-х годов прошлого века – продал просроченный товар и закрыл лавочку – сегодня заведомо проигрышный. Банки – это всерьез и надолго. И важно учить население с этими банками работать, знать свои права и уметь правильно ими пользоваться, считает Г.Онищенко.

Сегодня финансовая безграмотность граждан крайне велика. Глава Роспотребнадзора привел примеры переписки людей с представителями власти. "Пишут: Дорогой Владимир Владимирович! И начинают перечислять беды – кредит просрочен, муж умер, ребенок на руках, угрожают выкинуть из дома…" Такие письма администрация президента пересылает нам, однако по закону о защите прав потребителя мы можем действовать лишь тогда, когда информация действительно оказывается искаженной или смысл договора скрыт от потребителя, отмечает Г.Онищенко. Если же информация о пресловутых 500 проц годовых была открыта изначально, никаких претензий быть не может.

Также глава Роспотребнадзора е отметил, что значительное количество жалоб от населения поступает в связи с недобросовестной деятельностью ряда коллекторских агентств. Коллекторы в России – тоже дело новое. Появившись сравнительно недавно, эти агентства, часто набирающие сотрудников с сомнительной репутацией, с дисконтом скупают у банков долги по потребкредитам. А затем начинают выбивать из должников суммы, которые за время просрочки выросли в несколько раз. Г.Онищенко продемонстрировал на пресс-конференции пример некорректной работы коллекторского агентства. К должнице из Челябинска пришло письмо от некоего "Агентства по сбору долгов" с требованием срочно погасить задолженность. На конверте этого письма – в том месте, где обычно размещается картинка – изображен зловещего вида… человеческий череп. Оказывается, это фирменный знак компании, нечто вроде логотипа. "Такие фирмы дискредитируют банковскую сферу, хотя фактически с банками ничем не связаны, отметил Г.Онищенко. – И к подобным "дельцам" мы будем применять самые жесткие меры в рамках нашей компетенции".

В свою очередь Г.Тосунян подчеркнул, что необходимо разделять добросовестные коллекторские агентства и тех, кто занимается мошенничеством. Таких горе-коллекторов, о которых рассказывал Г.Онищенко, по его словам, нужно немедленно лишать лицензии. Между тем, во всем мире коллекторство – давно сложившаяся цивилизованная практика ведения бизнеса. И важно привести этот бизнес в законное русло, культивируя, прежде всего, уважительное отношение к клиенту.

В планы АРБ и Роспотребнадзора входит также участие в соответствующих образовательных и просветительных программах по вопросам повышения финансовой грамотности населения. "Мы видим в этом одну из главнейших задач нашей службы", - заявил Г.Онищенко. АРБ также готов всемерно содействовать "народному просвещению", главное, чтобы народ сам желал просвещаться. Ведь писать письма "на деревню Путину" гораздо проще, чем обучаться азам управления финансами.

РЕКЛАМА

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Худая теплица
Предвестники кризиса
Правда о Вашем банке



ПАРТНЕРЫ
 
 

Главная | Новости | Кризис - 1998 | Реформы | Регулировани | Банки и реальный сектор | Вклады граждан в банках | Перспективы развития банковской системы России | Архив новостей
| Правила пользования | Заметки на полях | Горячее | Книги | Цитируемость | Анонсы | Публикации | Перспективы развития банковской системы России | Статьи | Ссылки
   

Copyright © Михаил Матовников 2000-2019. При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.