Банковская система освоит деление
В правительстве обсуждают новые способы ее поддержки.
Комиссия по устойчивому развитию экономики под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова во вторник рассмотрит вопрос о новых мерах по поддержке банковской системы. По данным "Ъ", Белый дом впервые может обсудить новую схему санации проблемных кредитных организаций - их разделение с передачей высокорисковых активов на баланс специально создаваемых "плохих" банков.
Как сообщил в кулуарах Всемирного экономического форума в Давосе первый вице-премьер Игорь Шувалов, очередное заседание возглавляемой им комиссии правительства состоится во вторник, 3 февраля. По словам господина Шувалова, оно будет посвящено помимо прочего и обсуждению текущих вопросов по поддержке банковской системы, в том числе выделению ей субординированных кредитов. Игорь Шувалов подтвердил "Ъ", что проблема распределения средств на рекапитализацию банков обсуждалась на совещании в правительстве в понедельник, 26 января. По его словам, в нем принимали участие представители госбанков и ряда частных банковских структур, в том числе Альфа-банка и группы "Уралсиб". Тем не менее он не подтвердил информацию об общей сумме 900 млрд руб., которую государство намерено потратить на рекапитализацию банков. Размер общего лимита расходов ЦБ и правительства на эти цели сообщил еще в декабре 2008 года вице-премьер Алексей Кудрин - по его словам, он составляет $40 млрд. Однако господин Шувалов пояснил, что пока правительство не готово говорить о сумме гарантированных расходов на рекапитализацию - дискуссии на эту тему продолжаются, и, несмотря на обсуждение на комиссии во вторник, первые расчеты на эту тему комиссия господина Шувалова готова будет представить не ранее чем через полторы недели.
Заместитель главы Минэкономики Станислав Воскресенский сообщил, что в Белом доме сейчас обсуждаются альтернативные варианты поддержки кредитно-финансовой системы, в том числе схемы реструктуризации активов банковской системы путем выделения на баланс отдельных структур портфелей "плохих активов". По словам господина Воскресенского, в правительстве "шведскую модель" реструктуризации (она активно использовалась в кризисе начала 90-х в Швеции) считают обсуждаемой исключительно в отношении банков как средства для "расчистки" их балансов. Напомним, с лета 2008 года регуляторы в США, ЕС, Швейцарии и ряде других стран обсуждали временную "переброску" портфелей высокорисковых активов банковской системы на балансы отдельных юридических лиц под контролем государства для дальнейшей реструктуризации и списания. Тем не менее массовой она пока не стала - например, в случае швейцарской UBS близкая по смыслу схема была дополнена частичной национализацией банка, чего в чистом виде "шведская модель" не предполагает. Аналогичная модель обсуждалась регуляторами США для реструктуризации активов Citigroup. Тем не менее основная цель таких схем - перевести на баланс "плохого" банка кредитные деривативы, потерявшие ликвидность с осени 2007 года до ипотечного кризиса на рынке США. Речь идет об ипотечных деривативах (MBS), деривативах на кредитные портфели (CDO) и кредитно-дефолтных свопах (CDS). В США и частично ЕС низкая ликвидность этих бумаг при неопределенных рисках и высокой доходности приводила банки в кризисное состояние при достаточно качественных фундаментальных показателях - перевод бумаг на баланс "плохого" банка в течение нескольких лет позволял "расчистить" баланс исходного банка, а впоследствии погасить часть убытков на балансе "плохого" банка. Для России эта проблема малоактуальна - секьюритизация кредитных портфелей российской банковской системы началась лишь в 2006 году.
По словам господина Воскресенского, схема реструктуризации обсуждается исключительно для банковской системы, причем она не будет применима для Внешэкономбанка. Напомним, разновидностью "шведской схемы", применявшейся в 50-е годы в США и упоминавшейся в сентябре 2008 года в первых версиях плана Полсона, было создание госфонда-агентства, который выступал бы в роли единого "плохого" банка кредитно-денежной системы. В России кандидатами на роль такой структуры могли бы быть ВЭБ и АСВ, однако, по данным "Ъ", речь о таком варианте в Белом доме пока не идет. Игорь Шувалов подчеркнул, что пока правительство крайне осторожно относится к любой форме выкупа рискованных активов (в том числе и внешнего долга российских компаний). Первый вице-премьер пояснил "Ъ", что расходы ВЭБ на рефинансирование частного внешнего долга при общем лимите в $50 млрд (определен еще в сентябре 2008 года решением правительства) составляют сейчас "около $11 млрд" при наличии "более сотни" заявок компаний на рефинансирование общей суммой более $75 млрд. Господин Шувалов отметил, что ряд компаний сняли заявки в ВЭБ. Сумма $11 млрд называлась руководством ВЭБа еще в конце октября 2008 года. Из этого следует, что за несколько прошедших месяцев Банк развития практически не проводил новых операций рефинансирования частного внешнего долга.
Отметим, и господин Шувалов, и помощник президента РФ Аркадий Дворкович в Давосе со ссылкой на речь премьер-министра Владимира Путина заявили о завышенности ожиданий господдержки со стороны частных компаний и подтвердили общую позицию Белого дома: поддержка компании или банку может оказываться лишь при наличии у них собственного плана реструктуризации бизнеса в новых условиях. "Многие, ознакомившись с предложенными нами условиями, говорили, что в таком случае будут справляться сами"- сказал господин Шувалов.