У российских розничных банков новая проблема
Которая пришла, откуда не ждали. Банк России 15 января ввел новые правила проведения платежей частных клиентов - будь то переводы или оплата спутникового телевидения. Теперь кредитные организации обязаны передавать больше информации о клиенте. Вот только регулятор не позаботился об изменении формы стандартных платежных документов. В результате многие банки возвращают поступающие платежи.
Очередной этап борьбы с отмыванием средств обернулся головной болью для банков. По новым требованиям, банк при проведении платежа клиента в пользу третьих лиц или компаний обязан сообщать дополнительную информацию: ИНН или место регистрации клиента, а также место и дату его рождения. Однако стандартная банковская форма не предусматривает ввода такой информации, говорит главный бухгалтер и член правления ОРГРЭС-Банка Татьяна Шарова. В результате каждый банк решает проблему по-своему. Но в любом случае, изменения привели к увеличению времени обслуживания клиентов: "Это, безусловно, несколько увеличило время обслуживания клиентов. Нет формата платежного поручения - поля, куда это вбивать, - и нам пришлось это делать практически вручную. При введении новой информации получается только в текстовой поле, в назначении платежа. 2П-то не поменяли".
По словам Шаровой, банки вынуждены увеличивать число операционистов, а это дополнительные расходы. Также приходится тратить время на проверку входящих платежных документов - есть ли в них требуемая информация. Многие банки решили дождаться разъяснений от Банка России. Регулятор, возможно, утвердит новую форму платежных документов, с дополнительным полем. Впрочем, не все ждут ответов от ЦБ. Как рассказал Business FM Михаил Алексеев, президент Российского Промышленного Банка, в его организации программисты уже перенастраивают программное обеспечение: "На прошлой неделе вышли некоторые изменения к нормативным документам Банка России. И мы озадачили наших программистов, чтобы они внесли необходимые изменения в наше программное обеспечение. Потерь нет, но, безусловно, затраты рабочего времени могут быть отнесены к нашим дополнительным издержкам".
Во всех опрошенных Business FM банках заявили, что не возвращали платежи. Но признали, у клиентов могут возникнуть проблемы. Если, например, банк контрагент отказался зачислять средства из-за отсутствия всей информации. В случае с платежами по кредиту это может обернуться просрочкой и штрафами. В этой ситуации, советуют банкиры, клиенту стоит настаивать на проведении платежа и хранить все подтверждающие документы. Под угрозой также оказались платежи из-за границы - иностранные банки просто не просят клиентов предоставлять подобную информацию, под вопросом будущее платежных терминалов, с помощью которых можно пополнить счет пластиковой карты, заплатить по кредиту или за телефон. Да и сами платежи по картам - тоже могут быть приостановлены.
Получить оперативно комментарий Банка России не удалось. Но официальные лица обещали разъяснить ситуацию в ближайшие дни.