Российские банки поверили в развитие отечественного кинематографа
Если до сих пор средства на новый фильм продюсеры искали через частных инвесторов, то сейчас банки готовы выдавать кредиты на создание фильма под залог прав на него. Группе компаний Vox удалось привлечь кредитные средства под свои новые кинопроекты. МФТ-банк, который предоставит компании кредит в случае если первый опыт окажется удачным, готов сделать это обычной услугой.
В группу компаний Vox входит DVD-дистрибуционная компания Vox Video, созданная в 2004 году, кинокомпания Voxfilm (фильм «Флэш.ка») и журнал «Это кино». По собственной оценке, компания занимает одну треть отечественного легального рынка DVD.
О том, что группа компаний Vox на прошлой неделе договорилась с МФТ-банком о привлечении кредитных средств под залог авторских прав будущих кинопроектов, РБК daily рассказал совладелец Vox и гендиректор Voxfilm Михаил Микоц. «Банк получает дополнительную инвестиционную премию к ставке рефинансирования после окончания проекта. В случае неудачи банк выходит на рынок и продает права в качестве залогового имущества», — рассказывает г-н Микоц. Первый заместитель председателя правления АКБ «МФТ-банк» Владимир Казинцев отмечает, что в случае если эксперимент с Voxfilm окажется удачным, банк планирует выдавать кредиты под залог как кинопрокатных, так и телеправ. «Мы с Voxfilm провели маркетинговые исследования и убедились, что кинопродукт ликвиден: в случае необходимости его можно перепродать в течение 180 дней при некотором дисконтировании. Хотя я уверен, что Vox вовремя исполнит свои обязательства», — говорит г-н Казинцев. Он отмечает, при кредитовании кинопроектов под залог авторских прав возникают сложности с оценкой фильма: «Сложно должным образом сделать дисконт, чтобы в случае продажи мы были уверены, что сможем реализовать свои права на него». Компании не раскрывают точную сумму кредита: в зависимости от окончательных договоренностей она составит от 3 млн до 5 млн долл.
Привлеченные средства Voxfilm планирует потратить на производство двух фильмов — «Метро» и «Иван Поддубный», в которых компания финансирует 50%. Всего инвестиции в фильм «Иван Поддубный» обойдутся в 8 млн долл., а кинолента «Метро», которую Voxfilm создает совместно с компанией Игоря Толстунова «Профит», обойдется в 5 млн долл. «Партнеры, которые участвуют с нами в проектах 50х50, делят с нами в том же отношении прибыли и убытки», — добавляет г-н Микоц. Ранее компания на собственные средства произвела фильм «Флэш.ка», выступила соинвестором фильмов «Живой» и «Индиго», съемки которого начались в мае этого года.
Участники рынка отмечают, что кредит под залог авторских прав все еще редкость для российской киноиндустрии. Генеральный продюсер кинокомпании «Пигмалион Продакшн» Сергей Члиянц удивлен решением банка выдать кредит под залог авторских прав на фильм, если это не «Бумер-3», «Ночной дозор-4» и т.д. «Экономика кино закрыта, структура капитала в ней неизвестна. Зачастую кредиты даются продюсерам под честное слово. В мире это сложная система, которая не перенесется на российский рынок», — уверен г-н Члиянц. А гендиректор студии Art Pictures Дмитрий Рудовский обращает внимание на то, что хотя выдача кредита под залог авторских прав — рискованное решение, кинорынок растет. «Российский бокс-офис приближается к полумиллиарду, киноиндустрия становится ощутимым бизнесом», — уточняет г-н Рудовский. А директор департамента корпоративных отношений КБ «Москоммерцбанк» Игорь Загуменный вспоминает, что однажды их банк обсуждал вопрос залога прав под проект съемок нескольких фильмов с участием западных продюсеров. «Пока большинство российских банков не может предоставлять такой вид услуг: непонятно, как оценить стоимость прав», — говорит он, обращая внимание на то, что банковская ставка, которая может составлять от 12 до 18%, не может возместить риски банков в кинопроекте. «Хотя если банк начнет специализироваться на этом, рано или поздно его ждет успех из-за отсутствия конкурентов. Но правильнее быть соинвестором фильма и участвовать в прибыли». Г-н Рудовский отмечает, что кредит под залог выгоден для продюсерских компаний. «Некоторые компании могут брать кредиты под залог студий, павильонов, техники, библиотеки прав или офисные помещения. Если компания занимается исключительно продюсированием, то у нее нет другого способа привлечь кредитные средства, кроме произведенных или будущих проектов», — говорит г-н Рудовский.