Универсальные банки проиграли соревнование моделей
По итогам 2009 года российские банки показали различные финансовые результаты в зависимости от модели бизнеса.
В целом специализированные банки вышли из кризисного года с прибылью, в то время как универсальные завершили его с убытками. Работа в отдельных сегментах рынка, позволяющая оперативно реагировать на изменение ситуации, престанет давать конкурентное преимущество после окончательной стабилизации экономики, указывают эксперты.
Аналитики агентства Frank Research Group оценили эффективность банковской бизнес-модели по финансовому результату по итогам 2009 года. В рамках исследования была проанализирована российская отчетность 852 банков, результаты Сбербанка, ВТБ, Газпромбанка и Россельхозбанка не учитывались в силу особого рыночного положения этих банков. Эти банки государственные, в период кризиса они находились в заведомо более выгодном положении, поскольку имели большие возможности с точки зрения доступа к финансированию, получали прямую или косвенную поддержку государства и особый имидж в глазах потребителя, поясняет управляющий партнер агентства Frank Research Group Юрий Грибанов.
Из остальных банков, по данным исследования, лучшие результаты показали специализированные. Банки, в портфелях которых преобладают (65-100% портфеля) кредиты физлицам или юрлицам, оказались более прибыльными, чем банки, у которых соотношение кредитов компаниям и гражданам примерно равное. Средняя прибыль до налогообложения банков, специализирующихся в корпоративном сегменте, по итогам 2009 года составила 0,12 млрд руб., розничных — 0,14 млрд руб., универсальные банки показали убыток 0,9 млрд руб.
По мнению аналитиков Frank Research Group, причина того, что специализированные банки в среднем были более прибыльными в том, что менеджмент таких банков мог сконцентрироваться на решении проблем лишь ключевого сегмента. Например, Юникредит банк в кризис практически отказался от выдачи розничных продуктов — ипотечных и автокредитов, продолжая при этом кредитовать существующих корпоративных клиентов. "Корпоративный бизнес обычно более эффективен чем розничный, в первую очередь за счет меньших затрат на сеть и персонал",— говорит руководитель департамента корпоративных клиентов Юникредит банка Алексей Гренков.
Из специализированных банков розничные смогли показать более высокую (на 16%) прибыль по сравнению с банками, специализирующимися на работе с корпоративными клиентами, за счет более высокой стоимости кредитов. "Эффективные ставки по кредитам таких банков составляют 35-60%, что позволяет им компенсировать потери по дефолтным кредитам",— говорит гендиректор "Интерфакс ЦЭА" Михаил Матовников.
Универсальным банкам было труднее сбалансировать стоимость привлекаемых средств и доходность кредитов, отмечают эксперты. "У таких банков, как правило, значительна доля розничных депозитов в общем объеме привлеченных средств",— поясняет Михаил Матовников. Летом 2009 года максимальные ставки отдельных банков по вкладам физлиц превышали 20% годовых, во второй половине года наблюдалось некоторое снижение ставок, но и сейчас максимальные ставки по вкладам физлиц — около 17% годовых, а в целом по системе по итогам года ставки выросли. При этом повышать ставки по кредитам или отказываться от неприбыльных видов кредитования так же оперативно, как специализированные, универсальные банки не могли, указывает господин Матовников.
По мере выхода экономики из кризиса специализированная модель банковского бизнеса будет становиться менее прибыльной по сравнению с универсальной, считают эксперты. "Работа в разных сегментах в спокойное время позволяет получать дополнительные доходы, и вряд ли банки будут в дальнейшем стремиться специализироваться на каком-либо одном сегменте",— говорит председатель правления Русского международного банка Роман Воробьев. Например, МДМ банк, у которого розничные кредиты составляют порядка трети кредитного портфеля, сообщал, о планирует увеличивать их долю.