Сбербанк замахнулся на половину рынка пластиковых карт
Вчера российская платежная система "Сберкарта" официально объявила о начале своей работы в межбанковском режиме. При помощи низких тарифов и программы по выпуску социальных карт "дочка" Сбербанка хочет через три года занять половину рынка платежных карт России, потеснив Visa и Mastercard. Вместе с тем банкиры считают, что даже с учетом помощи государства составить серьезную конкуренцию международным платежным системам "Сберкарта" вряд ли сможет.
Как сообщил Ъ директор по региональным проектам "Сберкарты" Виктор Лоик, с января 2007 года к платежной системе будут подключены 70 российских банков. Все они получат права на эмиссию и обслуживание карт. По словам господина Лоика, с помощью привлеченных банков "Сберкарта" через три года займет 50% рынка платежных карт в России, который сейчас поделен между международными платежными системами Visa и Mastercard.
ЗАО "Сберкарта" учреждено в октябре 2005 года Сбербанком России, Национальным резервным банком, Межрегиональным инвестиционным банком, "РГ-лизингом" и австрийской компанией BGS Smartcard Systems A.G. На 1 октября 2006 года в России эмитировано более 3,1 млн платежных карт "Сберкарта" (около 4,9% общего числа эмитированных в России карт).
Конкурировать с крупнейшими игроками рынка "Сберкарта" намерена прежде всего с помощью низких тарифов. Сумму вступительного взноса для банка платежная система пока не раскрывает, ссылаясь на конфиденциальность информации. Как пояснил Ъ гендиректор ЗАО "Сберкарта" Юрий Демидович, "сумма в разы ниже взноса банка при вступлении в международные платежные системы". Между тем руководитель одного из новых членов "Сберкарты" сообщил, что вступительный взнос для банка составит порядка 650 тыс. руб. ($25 тыс.). По оценкам опрошенных Ъ участников рынка, аналогичный взнос в Visa и MasterCard обходится минимум в $60 тыс.
Кроме демпинговых тарифов Сберкарта намерена использовать и административный ресурс. В октябре текущего года система выиграла тендер Федерального агентства по информационным технологиям на выпуск социальной карты в рамках целевой программы "Электронная Россия". Как сообщил Ъ господин Демидович, прототип карты уже разработан и в декабре этого года должен быть утвержден госкомиссией. В качестве эмитента карт будут выступать региональные органы власти за счет собственных средств, однако банки–участники "Сберкарты" смогут подключиться к этой программе с начала 2007 года. Они получат право обслуживать 16,4 млн человек, входящих в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение социальной помощи. Только этот проект обеспечит "Сберкарте" минимум 25% всего рынка пластиковых карт. Более того, Сбербанк, являющийся безусловным лидером зарплатных проектов в госучреждениях, может обеспечить собственной платежной системе миллионы клиентов.
"Емкость российского рынка платежных карт оценивается в 200-300 млн штук,– говорит старший экономист Альфа-банка Наталья Орлова,– в то время как реальный объем составляет порядка 80 млн. С учетом участия в социальной программе 'Сберкарта' через несколько лет вполне может претендовать на половину рынка".
Основные конкуренты "Сберкарты" на российском рынке – Visa и MasterCard – комментировать планы "Сберкарты" по завоеванию рынка отказались. А платежная система "Золотая корона" поддержала конкурента. "Мы считаем, что российские платежные системы должны доминировать на рынке,– заявил Ъ исполнительный директор 'Золотой короны' Вадим Грицаненко.– В этом отношении мы разделяем стремление 'Сберкарты' к вытеснению иностранных систем".
Впрочем, ряд банкиров перспективы "Сберкарты" оценивают скептически. "В России есть опыт выпуска российских платежных карт, но ни один из этих проектов успехом не увенчался,– сообщил Ъ начальник управления развития бизнеса Банка Москвы Альберт Андрианов.– В России более 90% рынка занимают карты международных платежных систем, и эта тенденция будет расти".