ТЕМАТИЧЕСКИЕ РУБРИКИ

АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ




Берегите "карточку" - за ней охотятся

Никогда не опасалась расплачиваться при помощи банковской карты в магазинах. Но история, которая произошла в эту среду, сильно изменила мой подход к этому вопросу. Из-за, мягко говоря, излишне легкомысленной кассирши я чуть не лишилась всей своей зарплаты. Пусть мой пример будет вам уроком.

Анна Каледина


Произошло вот что: в среду, часов в 10 вечера, забежала после работы в магазин. Наличности не было, поэтому привычно достала банковскую карту. Сонного вида кассирша "прокатала" ее, но мне в руки не вернула. Наоборот, положила лицевой стороной (а там указан номер) на самом видном месте. Этот факт я отметила, но внимания на него не обратила, увлекшись распихиванием покупок по пакетам. Но тут боковым зрением я даже не увидела, а почувствовала, что стоявший сзади молодой человек впился глазами в номер моей карты, словно пытаясь его запомнить. Причем процесс не прервался даже под моими настороженными взглядами.

- Девушка, верните карту, пожалуйста, - возмущенно потребовала я.

- Не могу. Пока чек не вылезет, - раздраженно ответила кассирша.

- Неправда, - я настаивала. - После того, как вы ее "прокатали", вам она больше не нужна.

Кассирша одарила меня взглядом из серии "ходят тут всякие, сложности создают, еще и претензии высказывают". Затем глубоко и выразительно вздохнула и, перевернув карту обратной стороной, бухнула ее почти под нос моему соседу по очереди. Он и тут не растерялся, а прилип взглядом к CVV2 (трехзначный код безопасности, который нужен для совершения операций, где требуется ручной ввод номера. - "Известия").

Все, считайте, что моя карта "спалилась". Зная все реквизиты, молодой человек с легкостью может использовать ее для оплаты покупок в интернет-магазинах. На душе стало тревожно. Тем более что он, обогнав меня на выходе из магазине, неоднократно оборачивался и недобро ухмылялся в мою сторону. Но я не стала предаваться сомнениям, а позвонила в банк.

Внимательный сотрудник службы клиентской поддержки выслушал мою историю и посоветовал установить ограничение на пользование картой для оплаты. Мне эта идея понравилась. С одной стороны, доступ к деньгам через банкомат у меня будет (что важно, так как недавно на карту перевели зарплату). С другой - мошенник, если мой сосед по очереди оказался именно им, воспользоваться моими средствами не сможет. Но на этом история не закончилась. На следующий день мне позвонила уже другая сотрудница банка.

- Служба безопасности советует вам оставить ограничение, и мы готовы вам в двухдневный срок перевыпустить карту. У вас будет другой номер и CVV2, - предложила мне вежливая девушка. - Причем перевыпустим мы карту совершенно бесплатно, так как произошла утечка информации о ней.

- Может, у меня слишком мнительность разыгралась? Стоит ли это таких беспокойств? - почти оправдываясь, спросила я.

- Конечно, стоит. Все бы так поступали, как вы, - одобрила мои действия сотрудница банка и добавила: - Вы не могли бы рассказать службе безопасности о попытке несанкционированного использования карты через интернет?

Значит, попытка воспользоваться моими деньгами была. От этой мысли меня пробил холодный пот. Не хотелось бы под Новый год остаться без средств. Но после шока меня охватила ярость. Я - человек опытный. ПИН-код свой никому не сообщаю. Если снимаю деньги в банкомате, то всегда прикрываю клавиатуру. Но даже я оказалась незастрахованной от мошенничества по вине кассирши-разгильдяйки. А существуют ведь и нечистые на руку кассирши, официанты. Ведь в тех же ресторанах мы смело кладем свои карты вместе со счетом в принесенную книжечку. А потом официант удаляется с картой. Пока он отсутствует, можно не только переписать реквизиты, но и слип сделать. Поэтому будьте всегда бдительны.

Приемы самообороны

1. Если используете карту в магазине, то забирайте ее сразу же после того, как кассир совершил манипуляции на POS-терминале. Она ему больше не понадобится. Если решили оплатить счет в ресторане, то не поленитесь и сами пройдите к кассе.

2. Подключите услугу SMS-уведомления. В этом случае на ваш мобильный телефон будет поступать информация о каждой операции, которую вы совершили по карте. Как правило, услуга эта не бесплатная. Но что такое 30-50 рублей в месяц в сравнении с личным спокойствием?

3. Сохраняйте все выписки и чеки. Это позволит вам заметить несанкционированное списание средств. Таким образом вы сможете обезопасить себя не только от мошенников, но и от ошибок банка.

4. Если вы не пользуетесь картой за границей или для оплаты в торгово-сервисной сети, установите лимит на эти операции.

5. Старайтесь не пользоваться картой в интернете. Для этих целей лучше завести специальный электронный кошелек.

Если утечка данных все же произошла

1. Незамедлительно звоните в банк и блокируйте карту.

2. Попросите сделать выписку по операциям. Если заметите действие, которое не совершали, напишите заявление с требованием опротестовать его.

3. Дождитесь результатов рассле-дования, которое проведет банк. Как правило, деньги клиентам возвращают.

4. Если банк откажет вам в компенсации, то вы можете подать на него в суд. Такой "пиар" кредитным организациям не нужен, поэтому само по себе упоминание о храме Фемиды может заставить банк решить проблему в досудебном порядке.

Станут ли покупки в Европе дешевле?

Антимонопольные органы Евро-союза призвали производителя банковских карт MasterCard в течение шести месяцев отменить комиссии, которые он берет за трансграничные переводы средств. В противном случае компании грозит штраф в размере трех с половиной процентов от дневного оборота. Такой штраф будет начисляться за каждый день использования комиссий, отмечает Reuters.

Сейчас каждый раз, когда пользо—-ватель дебетовой или кредитной карты MasterCard и Maestro опла-чивает покупки в другой стране, он должен заплатить от 0,4 до 1,2% от суммы покупки. По мнению анти-монопольщиков, это делает банковские карты дороже. Таким образом, потребители вынуждены фактически платить за пользование картой дважды.

Правда, компания без боя сдаваться не собирается. Как официально сообщила вчера MasterCard Europe, она намерена обжаловать в Европейском суде первой инстанции решение антимонопольных органов ЕС. Учитывая, насколько может затянуться тяжба, вряд ли стоит ожидать скорой отмены комиссии.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Худая теплица
Предвестники кризиса
Правда о Вашем банке



ПАРТНЕРЫ
 
 

Главная | Новости | Кризис - 1998 | Реформы | Регулировани | Банки и реальный сектор | Вклады граждан в банках | Перспективы развития банковской системы России | Архив новостей
| Правила пользования | Заметки на полях | Горячее | Книги | Цитируемость | Анонсы | Публикации | Перспективы развития банковской системы России | Статьи | Ссылки
   

Copyright © Михаил Матовников 2000-2024. При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.