ЦБ не требует договоров по хозяйственной деятельности клиентов банков
В письмах Банка России отсутствуют прямые указания по запросу у клиента конкретных документов по проводимой операции.
В ходе совместной акции Bankir.Ru, Ассоциации региональных банков России и журнала «БДМ. Банки и деловой мир» был задан ряд вопросов о том, почему в письмах Банка России рекомендуется запрашивать договоры клиентов по проводимым сделкам, и является ли это обязательным требованием. Специалисты ЦБ разъяснили рекомендательный характер этих указаний.
«В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ кредитная организация, являясь организацией, осуществляющий операции с денежными средствами или иным имуществом, обязана в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля с учетом рекомендаций Банка России.
Такие рекомендации содержатся в Письме Банка России от 13 июля 2005 г. № 99-Т «О методических рекомендациях по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Письмо № 99-Т), пунктом 2.4 которых рекомендовано кредитным организациям разрабатывать Программу проверки информации о клиенте или операции клиента, о выгодоприобретателе для подтверждения обоснованности подозрений осуществления клиентом легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. Согласно пункту 2.4.5 данных рекомендаций кредитная организация вправе обратиться к клиенту с просьбой о предоставлении необходимых объяснений, в том числе дополнительных сведений, разъясняющих экономический смысл необычной сделки.
При этом отмечаем, что в письмах Банка России отсутствуют прямые указания по запросу у клиента конкретных документов по проводимой операции».