ТЕМАТИЧЕСКИЕ РУБРИКИ

АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ




Иностранное ПО в банках: без россиян никак

Зарубежные АБС редко используются в российских банках, особенно в чистом виде. Основной причиной, как правило, называется их недостаточная гибкость. Желающие внедрить иностранные разработки вынуждены также привлекать и российских специалистов для адаптации систем.


«Бинбанк», TCS Financial Solutions и «Диасофт» объявили о завершении проекта, в ходе которого была создана автоматизированная банковская система (АБС). Общая сумма затрат не раскрывается. Проекту не помешало то, что входящая в индийскую Tata Group австралийская TCS и «Диасофт» являются, по сути, конкурентами. У TCS есть 200 клиентов в 80 странах, но до сих пор не было ни одного подобного проекта в России. «Диасофт» же, по оценке CNews Analitics, среди отечественных разработчиков АБС по общему числу внедрений занимает первое место с показателем 22%.


«Австралийская» часть, за которую отвечает TCS, носит название B@nks. В ней реализован функционал рассчетно-кассового обслуживания, работа с депозитами, кредитами и пластиковыми картами. Российский партнер банка объединил специфические для России функции под названием Russian Local Layer, который в дальнейшем планируется тиражировать в других финансовых организациях. Сфера ответственности «Диасофта» на этом проекте: главная книга банка, казначейство, мастер-баланс и отчетность, включающая требования российских регуляторов. Также в «специфическую» часть вошло ПО для противодействия отмыванию денег.


Что касается ИТ-инфраструктуры, то, как рассказал Сергей Горащенко, первый вице-президент «Бинбанка», для размещения серверов, на которых развернуто ПО, банк арендует место в двух ЦОДах, удаленных друг от друга на 25 километров. Было принято решение не прокладывать собственные коммуникации между площадками, а платить операторам связи за два независимых канала. Марат Хайретдинов, вице-президент и директор департамента ИТ «Еврофинанс Моснарбанка» считает, что при тех объемах информации, которые хранит банк-заказчик, объем трафика между основной и резервной площадками должен быть очень значителен. В ответ на вопрос CNews о способе оплаты в «Бинбанке» уточнили, что сумма фиксирована и не зависит от объема передаваемых данных.


В «Диасофт» признают, что на момент начала работ функционал TCS был выше. «В тот момент, когда принималось решение, все отечественные разработки, которые могли бы нас заинтересовать еще только начинали жить, не было их успешных инсталляций, - пояснил CNews причину отказа от целиком отечественной АБС Сергей Горащенко. – Подобная история внедрений была у систем, построенных от бухучета и отчетности, но нас такие варианты не устраивали». С другой стороны обойтись только австралийским решением не позволила национальная специфика – постоянные изменения в банковском законодательстве, особенности валютного регулирования.


По экспертной оценке Елены Семеновской, аналитика IDC доля западных систем в российских банках составляет 10-20%, соответственно на долю отечественных АБС приходится не меньше 80% рынка. Александр Генцис, старший вице-президент «Диасофт» считает, что если убрать из первой сотни банковского рейтинга иностранные организации, то в оставшихся число западных систем составит порядка 10%, смешанных (как было сделано в «Бинбанке») - от 15% до 20%, а остальные продукты будут чисто российскими. Речь идет как о промышленных решениях, так и о ПО собственной разработки.


«Большое число внедрений отечественных АБС объясняется даже не частотой изменений в нашем банковском законодательстве, а общей гибкостью отечественных АБС», - заявил CNews Дмитрий Назипов, вице-президент ВТБ. Решения Temenos, Infosys и I-flex, которые рассматривались в ВТБ, по словам Назипова, оказались далеки от ожиданий, а команды западных внедренцев не смогли подстроить их под запросы банка.


«У меня есть опыт работы с двумя западными системами. Я считаю, что в России они не всегда годятся, - рассказал CNews Виктор Полев, заместитель начальника управления в «Росбанке». – Такие АБС приходится переписывать, дорабатывать под себя». Западную систему, по словам Полева, банк гарантированно получает без отчетности для внешних регуляторов. Кроме того, и наш бизнес понимает все по-другому и требует свои отчеты. Таким образом в целом эксперты сходятся во мнении, что при более слабых технологических возможностях отечественные АБС выигрывают за счет относительной простоты кастомизации.


Есть случаи отказов российских банков от зарубежных систем. Как стало известно CNews, банк ММБ, теперь перешедший под «головной» бренд UniCredit принял решение отказаться от использования индийской АБС I-flex. Напоминим, что в 2005 г. этот банк перешел на I-flex с другой системы Misys. По сведениям CNews Analitics в тот момент этот проект оценивался в $15 млн. В самом банке сейчас отказались комментировать отказ от АБС.


Однако, не смотря на такие случаи, Колин Суорд (Colin Sword), глава регионального представительства TCS Financial Solutions заявил CNews, что в течение ближайшего полугода у его компании наверняка появится еще как минимум один клиент в российской банковской сфере. Но называть конкретных заказчиков пока рано, сказал Суорд.

РЕКЛАМА

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Худая теплица
Предвестники кризиса
Правда о Вашем банке



ПАРТНЕРЫ
 
 

Главная | Новости | Кризис - 1998 | Реформы | Регулировани | Банки и реальный сектор | Вклады граждан в банках | Перспективы развития банковской системы России | Архив новостей
| Правила пользования | Заметки на полях | Горячее | Книги | Цитируемость | Анонсы | Публикации | Перспективы развития банковской системы России | Ссылки
   

Copyright © Михаил Матовников 2000-2019. При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.