ТЕМАТИЧЕСКИЕ РУБРИКИ

АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ




Новая IT-стратегия Сбербанка.

Новая IT-стратегия Сбербанка.

«Сбербанк» уже почувствовал на себе негативное влияние кризиса, но не собирается из-за этого прекращать ИТ-проекты. Наоборот, новые технологии и аутсорсинг в банке будут использовать для экономии средств.

Выступая сегодня перед журналистами, старший вице-президент «Сбербанка России» Виктор Орловский рассказал о планах развития ИТ в рамках общей стратегии развития банка вплоть до 2014 г. Орловский не назвал сумм, выделенных банком на эти цели, отметив лишь, что ИТ-бюджет в этом году составил примерно одну восьмую часть всего бюджета на развитие. Примечательно, что существенная часть ИТ-бюджета – это деньги, которые банк сможет сэкономить именно благодаря повышению эффективности за счет внедрения ИТ.
  При этом старший вице-президент «Сбербанка» признает, что кризис несколько затронул ИТ-планы. «Мы ставим перед собой задачу еще более существенно сэкономить банковские деньги на централизации ИТ-инфраструктуры, на более правильном планировании, на еще более жестком проведении конкурсных отборов, на переговорах с нашими поставщиками, - говорит он. - Но кризис не отменяет развитие запланированных проектов». При этом ряд проектов не начнется немедленно, так как требует более длительной подготовки, но все равно будет исполняться. Орловский видит в кризисе и ряд положительных моментов: это меньший спрос на услуги ИТ-интеграторов со стороны конкурентов «Сбербанка», лучшие условия со стороны подрядчиков, более низкие цены. Кроме того, кризис позволит привлекать более профессиональные команды и отдельных ИТ-специалистов, которые раньше были заняты в других проектах. 
  Запланированные «Сбербанком» проекты включают развитие розницы. «Мы собираемся очень активно развивать карточные технологии и продукты», - заявил Орловский. Наряду с другими задачами активно будет развиваться и российская платежная система (РПС «Сберкарт»), некоторая доля которой принадлежит «Сбербанку». Банк уже выпустил около 30 млн карт – это один из крупнейших показателей в мире. Сейчас в месяц выпускаются около 200 тыс. карт. Наряду с собственными технологиями предполагается развивать технологии ведущих платежных систем и дополнительные сервисы – возможность обслуживания в удаленных каналах в офлайн-режиме. «Не секрет, что все, что находится восточнее Урала, имеет некоторые проблемы с подключением к онлайн-каналам», - жалуется Виктор Орловский. При этом в двух регионах России уже в первом полугодии этого года будут запущены пилотные проекты по обеспечению «офлайн-картами» картами «Сбербанка» всех жителей.

Развитие контакт-центров в федеральном масштабе – еще один проект в рознице. В контакт-центрах «Сбербанк» собирается не только обслуживать клиентов по телефону, но и использовать другие каналы – SMS, интернет, форумы и т.д. Предполагается, что этот канал станет «достаточно мощным» средством общения с клиентами и предоставления им различных услуг, а также каналом продаж услуг клиентам, в основном, розничным и малому бизнесу.

Еще один проект «Сбербанка» - это так называемая «кредитная фабрика» и скоринг, то есть централизованное принятие решений по кредитам и централизованный процессинг – от момента предоставления заявки клиентом до момента выдачи клиенту кредита. «Этот проект, о котором уже много говорилось, действительно инновационный для банка с размерами, подобными «Сбербанку», - считает Орловский. - Мы собираемся решить эту задачу уже в конце 2009 г., и дальнейшие развитие этот проект получит в 2010-2014 гг.» В Москве «кредитная фабрика» уже работает, в ближайшее время она будет запущена в «Северо-Западном банке», а до конца года – в большинстве территориальных банков.

ИТ в корпоративном бизнесе «Сбербанка» - это, прежде всего, корпоративный CRM. Это будет единое решение для всех территориальных банков на единой платформе. Оно позволит более эффективно взаимодействовать с клиентами, особенно с теми, которые работают не с одним, а с несколькими территориальными банками.

Дальнейшее развитие получит и система «клиент-банк». Сейчас уже около 60% транзакций, получаемых от крупных клиентов (а в ряде регионов – больше 85%), проходит по системе клиент-банк, что сильно разгружает как операционную нагрузку на на «Сбербанк», так и на банки клиентов. Система получит дальнейшее развитие для малого и среднего бизнеса: для них будут несколько «облегчены» технологии, используемые для корпоративного бизнеса. Сейчас ведется активная работа в этом направлении.

Предполагается также автоматизация работы с кредитным портфелем - от момента подачи заявки на кредит клиентом до момента принятия кредитного решения. Будет централизовано внедрена и система управления рисками: это и кредитные, и рыночные, и операционные риски.

Но прежде всего, по словам Орловского, на повестке дня стоит внедрение корпоративного хранилища данных. Сейчас проводится конкурс среди потенциальных вендоров. «Это одна из задач номер один, потому что ни системы управления банком, ни CRM без корпоративного хранилища не являются высокоэффективными решениями», - полагает он. Как следствие построения корпоративного хранилища, управленческий учет – это следующий этап ИТ-развития «Сбербанка». Планируется также внедрение единой системы бюджетирования и контроля на базе ERP-решений.

Кроме того, сейчас активно и в разных направлениях проводится консолидация операционной деятельности – как на уровне центрального аппарата, так и на уровне территориальных банков. Это требует ряда нововведений в части ИТ. Никаких специальных прикладных систем здесь не внедряют, тем не менее, комплекс доработок и изменений в системах направлен на то, чтобы сделать консолидацию максимально плавной и эффективной.

Будет дальше развиваться и корпоративный сайт «Сбербанка»: предполагается ввести несколько новых сервисов как для клиентов, так и для более широкого круга посетителей. Сайты территориальных банков к концу этого года будут конвертированы на ту же методологию. Активно развивается и корпоративный внутрибанковский портал, который вступил в эксплуатацию в 2008 г. и является сервисно-информативным. Он предполагает и вертикальное общение (управленцы-сотрудники), и горизонтальное (между сотрудниками), и обратную связь с руководством. Планируется внедрить очень много новых сервисов и превратить этот портал в один из самых использованных внутрибанковских ресурсов. Сейчас к нему имеют доступ около 120 тыс. сотрудников. Планируется также серьезно развивать дистанционное обучение.

Внедрение системы электронного офисного документооборота – еще один первоочередной проект, позволяющий устранить не только бумажный документооборот, но и барьеры во взаимодействии разных подразделений «Сбербанка». Активно внедряется IP-телефония. Еще один проект – электронная торговая площадка, которая даст ИТ-подразделению возможность более эффективно осуществлять конкурсные процедуры, получать бОльшие скидки и т.д.

В инфраструктурной части развития ИТ «Сбербанк» ориентируется, в первую очередь, на экономию на объеме и стабильность, устойчивость работы. Для этого планируется консолидировать центры обработки данных (ЦОДы) в единый комплексный «мега-ЦОД». Он позволит сэкономить на обслуживании инфраструктуры «Сбербанка» с 2014 г.(когда полностью будут запущены все системы) порядка $100 млн в год. Площадка для ЦОДа уже выбрана. После создания инфраструктуры под этот дата-центр будет поэтапно проводиться перевод вычислительных мощностей территориальных банков. «Это не Big Bang, не переключение рубильника, а поэтапный процесс, - поясняет Виктор Орловский. - Он связан со значительными технологическими процедурами, которые нужно будет произвести, и поэтому растянут во времени».

После того, как будет осуществлено построение и ввод в эксплуатацию основного центра, запланировано построение и развитие резервного центра. Во главу угла здесь положена полная транспарентность для «Сбербанка», эффективность при строительстве дата-центра и аспекты устойчивости – чтобы ни при каких обстоятельствах работа дата-центра не была нарушена. «Сбербанк» собирается привлекать наиболее профессиональные компании в этой области (какие – пока не называется).

Еще одна важная ИТ-задача «Сбербанка» - развитие каналов передачи данных. На сегодняшний день порядка 5 тыс. внутренних структурных подразделений из более 20 тыс. не имеют онлайн-каналов и не подключены к центральному вычислительному ресурсу. Тому виной слабое развитие коммуникационной инфраструктуры в регионах. В планах «Сбербанка» - к 2014 г. вывести в онлайн все филиалы. «Это важное требование к централизованной обработке всей информации», - подчеркивает Орловский. Система мониторинга и управления ИТ-инфраструктурой – следующий проект. В его рамках предполагается построить центр управления на базе ЦОД. Для этого сейчас активно вводятся корпоративные стандарты в области ИТ. В «Сбербанке» надеются, что все эти меры помогут значительно сэкономить на объеме ИТ-инфраструктуры. «Жизнь показывает, что даже незначительные изменения приводят к существенной экономии», - говорит Виктор Орловский. Кроме того, «Сбербанк» внедряет новые практики проектного управления, где ИТ выступает в роли «драйвера». В итоге все развитие будет построено в форме проектной деятельности со скрупулезным учетом времени. Под каждый проект уже сейчас делается технико-экономическое обоснование. В основу взаимодействия с заказчиками положен принцип SLA (соглашение о качестве обслуживания). Поменяется и организационная структура ИТ: в территориальных банках она будет адаптирована под общую методологию работы.

Еще один проект «Сбербанка» - «Концептуальный офис будущего» - откроется в конце 2-го квартала этого года на базе одного из московских филиалов. Здесь будут представлены все новейшие «супертехнологии» и бизнес-процессы, внедрять которые в массовом порядке пока дорого. Именно так должен выглядеть «Сбербанк» через 5-7 лет, полагает Орловский. Экспозиция «концептуального офиса» будет постоянно обновляться.

Аутсорсинг для «Сбербанка»– одно из ключевых направлений в области ИТ. Сейчас в ИТ-службах банка работают немногим меньше 10 тыс. человек – это около 3,3% от общей численности персонала банка. Это немного: в крупных мировых банках аналогичный показатель достигает 8-11%. Поэтому все стандартные ИТ-функции (кроме тех, что добавляют ценности «Сбербанку») планируется выводить на аутсорсинг. Сюда входит обслуживание периферии, а также технологий, не требующих специальных навыков, и - в ряде случаев - развитие ПО. «Мы не собираемся расти в плане штатной численности: наоборот, в течение нескольких лет, очевидно, будет идти ее снижение», - отметил Виктор Орловский. Под сокращение не попадут сотрудники центрального аппарата ИТ: наоборот, «Сбербанк» будет присматриваться к новым ИТ-профессионалам, которых раньше, возможно, не мог себе позволить из-за завышенных требований по зарплате. А вот на уровне отделений, где сейчас в ИТ работают порядка 5,5 тыс. человек, часть функций будет передаваться аутсорсерам, для которых долгосрочное сотрудничество с крупным банком очень интересно в нелегкие времена.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Худая теплица
Предвестники кризиса
Правда о Вашем банке



ПАРТНЕРЫ
 
 

Главная | Новости | Кризис - 1998 | Реформы | Регулировани | Банки и реальный сектор | Вклады граждан в банках | Перспективы развития банковской системы России | Архив новостей
| Правила пользования | Заметки на полях | Горячее | Книги | Цитируемость | Анонсы | Публикации | Перспективы развития банковской системы России | Статьи | Ссылки
   

Copyright © Михаил Матовников 2000-2024. При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.