Банки променяли розницу на кредитование корпоративного сектора
Прирост сектора корпоративного кредитования в начале этого года оказался в десять раз выше, чем розничного, подсчитали аналитики Альфа-банка. Воспользовавшись сложными условиями привлечения финансирования для корпоративных заемщиков на западном рынке, банки активно наращивают портфели корпоративных займов, жертвуя при этом розничным сегментом.
Согласно исследованию Альфа-банка, в январе этого года российские корпорации получили банковских кредитов на сумму в $17 млрд. Год назад за этот же период банки выдали им всего $3 млрд. Прирост кредитов юрлицам в 2007 году составил 54,8% против 48,1% в 2006 году. Размер сектора корпоративного кредитования по итогам января достиг $382 млрд, и сейчас на него приходится 46% всех активов банковской системы против 43% годом ранее. Рост корпоративного кредитования продолжится и в дальнейшем, считают аналитики Альфа-банка. Предпосылкой к этому является рост промышленного производства в январе-феврале текущего года на 6%.
От активного развития сегмента корпоративного кредитования пострадал розничный кредитный бизнес банков. Согласно исследованию, этот сегмент в январе вырос только на $1,7 млрд, то есть в десять раз меньше, чем корпоративный. Факт смещения приоритетов в сторону корпоративного кредитования заметен даже на фоне сезонного снижения объемов розничного кредитования. "Хотя январь традиционно является самым слабым месяцем для розницы, отрицать тенденцию к замедлению темпов прироста розничного сектора невозможно",— отмечает член правления Райффайзенбанка Роман Воробьев. По данным ЦБ, темпы прироста сегмента розничного кредитования в 2007 году снизились до 57% с 75,1% по итогам 2006 года.
Смещение приоритетов в сторону корпоративного кредитования эксперты объясняют резким ростом спроса на банковские кредиты со стороны компаний. "Мировой кризис ликвидности лишил даже крупные промышленные компании возможности занимать за рубежом",— говорит директор по развитию клиентского бизнеса Альфа-банка Максим Першин. "С осени прошлого года многие клиенты стали выбирать полные суммы установленных на них лимитных кредитов и просят банки об их увеличении,— рассказал руководитель департамента международного бизнеса "Уралсиба" Антон Зур.— В результате большая часть наших зарубежных займов осуществляется на цели торгового финансирования для корпоративных заемщиков". При этом, как отмечал ранее "Ъ", резкий рост спроса и отсутствие возможностей удовлетворить его у мелких и средних банков привели к перетоку корпоративных клиентов в крупные банки.
Участники рынка признают, что в текущей рыночной ситуации банкам выгоднее наращивать свой корпоративный кредитный портфель, чем розничный. "Из-за высоких объемов корпоративного кредитования и стабильности спроса на банковские кредиты со стороны корпоративных клиентов работа в сегменте кредитования юрлиц для универсальных банков сейчас более выгодна, чем в розничном,— говорит аналитик банка "Траст" Евгений Надоршин.— Спрос на розничные кредиты зависит от доходов заемщиков, а отсутствие средств у компаний может привести к их снижению, поэтому кредитование корпоративных клиентов первично".
По прогнозам экспертов, наибольшее сокращение кредитных розничных программ коснется потребительских и авто-кредитов, а ипотечных заемщиков банки предпочтут сохранить. "После возобновления роста рынков восстановить свои позиции в "коротких" авто- и потребительских кредитах банкам будет проще, чем "удержать" юридических лиц и клиентов по ипотеке",— поясняет господин Надоршин. Аналитики Альфа-банка также сохраняют сдержанные оценки в отношении долгосрочных перспектив развития розничного кредитования.