ТЕМАТИЧЕСКИЕ РУБРИКИ

АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ




Государство действительно собирается ослабить контроль над экономикой

Это не просто заявление, а факт: «Ведомости» выяснили, что готов текст постановления правительства о замене чиновников в советах директоров госкомпаний на независимых профессионалов. Перемены в госкомпаниях произойдут совсем скоро, обещает помощник президента Аркадий Дворкович: конкретных госпредставителей правительство начнет менять на днях.


Эта сенсационная новость (которая, между прочим, прозвучала в речи президента Дмитрия Медведева) оставила российскую прессу равнодушной — телеканалы и газеты, за исключением «Ведомостей», почти не отреагировали на нее. Может быть, потому, что в начале июня на Санкт-Петербургском экономическом форуме об этих планах уже упоминал первый вице-премьер Игорь Шувалов и журналисты не увидели новости в словах Медведева. Но, скорее всего, причина их равнодушия в другом: просто общество в эти планы не верит.


Фраза «госкомпании надо освобождать от госчиновников» из уст президента звучит примерно как «набираем лыжников для марафона по Сахаре», т. е. как-то совершенно неправдоподобно. И дело не в том, что Медведев кривит душой. Просто все последние годы власти действовали ровно наоборот. Например, с 2003 по 2008 г. госкомпании увеличили свое присутствие в нефтяном секторе вдвое — сейчас они добывают 43% нефти. Авиастроительный бизнес контролируется государством на 90%, хотя пять лет назад его доля была 30%. Государству принадлежит больше половины активов банковской системы. Госкомпании за пять лет потратили на скупку активов свыше $10 млрд, не говоря уже о госкорпорациях, которые за счет бюджета сейчас набирают контроль в ключевых отраслях. Ощущение нереальности происходящего усиливается, если изучить детали предложения. Медведев говорит, что в совете директоров достаточно одного чиновника-председателя, а вместо остальных будут работать независимые директора. Чтобы оценить революционность идеи, нужно знать, как представители государства в советах директоров работают сейчас: почти по всем вопросам они обязаны голосовать так, как приказывает им директива правительства. Позицию государства по каждому пункту повестки формирует Росимущество при помощи профильных министерств и ведомств.


У Росимущества нелегкая работа: ему приходится управлять директорами примерно в 130 акционерных обществах, где у государства контрольный пакет акций, еще в 1500, где государство владеет меньшими пакетами, плюс более чем в 3000 ГУПов. Понятно, что о реальном контроле здесь нет и речи. Если государство наймет независимых директоров и заставит их голосовать по директиве, это будет пустая трата денег. Если, как уверяют подчиненные Медведева, директора будут по-настоящему независимыми (т. е. будут принимать решения исходя не из интересов отдельного акционера, а из интересов компании), это будет переворот. Ведь государство действительно ослабит контроль.


Так и устроено управление в западных госкомпаниях: например, в самой большой норвежской нефтегазовой корпорации — StatoilHydro — государству принадлежит около 63% акций. Но в совете директоров нет чиновников — туда избираются авторитетные бизнесмены и топ-менеджеры других корпораций, а также представители трудового коллектива. Государство не только не оказывает влияния на решения совета, но и не помогает вести бизнес — например, не отдает «своим» компаниям месторождения без конкурса. Зато директора рискуют не только своей репутацией — для них предусмотрены наказания за ошибочные решения.


Возможно, все это можно перенести и на российскую почву. Только реакция общества на заявления чиновников говорит о том, что на это нужно время: не только чтобы перестроить сознание, но и чтобы тщательно продумать реформу. Иначе независимые директора быстро станут зависимы от тех, кто им больше заплатит.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Худая теплица
Предвестники кризиса
Правда о Вашем банке



ПАРТНЕРЫ
 
 

Главная | Новости | Кризис - 1998 | Реформы | Регулировани | Банки и реальный сектор | Вклады граждан в банках | Перспективы развития банковской системы России | Архив новостей
| Правила пользования | Заметки на полях | Горячее | Книги | Цитируемость | Анонсы | Публикации | Перспективы развития банковской системы России | Статьи | Ссылки
   

Copyright © Михаил Матовников 2000-2024. При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.