Для Центробанка наступили смутные времена
У него пытаются забрать одну из основных функций – надзор за коммерческими банками. Или в качестве варианта – растащить ее по кускам
После смерти Андрея Козлова и писем Алексея Френкеля предложения лишить ЦБ надзорных функций стали в политических кругах хорошим тоном. В качестве очередного кандидата в наследники ЦБ в последнее время утвердился Роспотребнадзор, вдруг воспылавший любовью к обиженным банками заемщикам.
За последний год служба завела несколько дел о незаконности взимания банковских комиссий. Пострадавшими оказались лидеры экспресс-кредитования – Хоум кредит энд финанс банк и банк "Русский стандарт". На очереди – еще несколько банков. При этом активность Роспотребнадзора, где половину руководящего состава занимают медицинские работники, вроде бы функционально ничем не оправдана. "Зато среди другой половины у нас много юристов",– похвастался мне один из представителей этого славного органа. Свой успех служба решила закрепить. Недавно вывешенный на сайте Роспотребнадзора проект административного регламента впервые установил, что сферу деятельности службы определяют отношения, возникающие в том числе из договоров на оказание финансовых услуг и договоров банковского вклада. Конечно, это внутренний документ, который никого ни к чему не обязывает, кроме сотрудников самого Роспотребнадзора, но он весьма показателен.
Роспотребнадзор не единственный, кто хочет отщипнуть от полномочий ЦБ. Начиная со второй половины 90-х годов, когда банки обросли реальным жирком, прислониться к функции регулятора финансового (и в первую очередь банковского) рынка хотели многие организации – как государственные, так и общественные.
Сам ЦБ этому активно не препятствует и до последнего времени ему хватало пассивного противодействия. Достаточно вспомнить спор между Банком России и Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг до кризиса 1998 года за полномочия по регулированию деятельности банков на рынке ценных бумаг. Несмотря на то что глава ФКЦБ Сергей Васильев чуть ли не каждое свое выступление, по примеру римского сенатора, заканчивал фразой, близкой по смыслу к "Карфаген должен быть разрушен", а тогдашний глава Банка России Сергей Дубинин больше отмалчивался, крепость ЦБ устояла.
Последние события показывают, что банковский надзор может быть передан силовым структурам или выходцам из них – тому же Росфинмониторингу. Там и люди работают, которые не чураются банковского сектора, и с силовой составляющей у них все в порядке.
На этом фоне попытки Роспотребнадзора претендовать на включение в "список номинантов" выглядят несколько несерьезно. Но если будет приниматься "волевое решение", в основе которого – стремление вывести банковский надзор из ЦБ, то расщепление функций может стать компромиссным. Оно больше устроит банки, которые будут любыми способами препятствовать попыткам поставить на надзор силовика. Вот только в Банке России по традиции предпочитают занимать выжидательную позицию. Как сказал мне недавно руководитель одного из надзорных департаментов ЦБ, "наш караван вперед летит". Он имел в виду, конечно же, лающих рядом собак: "Пусть они хоть раз попробуют проверить на вшивость отчетность какого-нибудь банка или пообщаться с председателем банка, чья лицензия недавно была отозвана. Очень хорошо лечит от нездоровых желаний".