Hижегородские банки выдают все больше пластиковых карт
Число операций, совершенных с использованием банковских карт, в Нижегородской области выросло на 22,38%, сумма платежей — на 38,12%, количество эмитированных карт — на 20,2% (данные ЦБ по Нижегородской области). В целом по России количество операций по картам выросло за год на 34,3%, объем операций по ним — на 45,7%, количество эмитированных карт — на 38,5%, отмечает главный экономист «Финам менеджмента» Александр Осин.
По словам Осина, нижегородские показатели выглядят слабее общероссийских из-за развитого банковского рынка в области, что снижает темп роста. В целом по стране существенная динамика обусловлена эффектом «низкой базы», как и во многих других регионах. Начальник ГУ Банка России в Нижегородской области Станислав Спицын не раз заявлял, что показатель обеспеченности области банковскими учреждениями на 100 000 человек в 2007 г. возрос с 30 до 34, что превышает среднероссийский уровень (28,6). Осин отмечает, что пока на операции с картами в России приходится 5-7% всех расчетов. Нижегородская область по количеству эмитированных пластиковых карт находится на четвертом месте (после Самарской области) среди регионов ПФО на 1 января 2008 г., приводит данные Банк России. На первом — Башкортостан, на втором Татарстан, на последнем 14-м — Марий-Эл.
В магазинах «Евросети» в Нижегородской области за январь — май 2008 г. наблюдается двукратный рост платежей по банковским картам по сравнению с аналогичным периодом 2007 г., говорит управляющий филиалом «Поволжье» компании «Евросеть» Валентин Друзяк. Это небольшая доля — около 2% товарного оборота, но наблюдается устойчивый рост популярности этой услуги, считает Друзяк. В нижегородской сети ресторанов группы компаний «Пир» процент оплаты по банковским картам также невысок — за 2007 г. он возрос с 7% до 9%, говорит председатель совета директоров «Пира» Олег Кондрашов.
Но банкиры оптимистичны. По платежным картам нижегородского НБД-банка в 2007 г. количество операций в области по сравнению с 2006 г. увеличилось на 30%, проводимые суммы — на 93%, количество карт — на 60,5%. По итогам I квартала 2008 г. было проведено 63 518 операций на сумму 367 млн руб. На 1 апреля 2008 г. количество карт уже составило 13 595 шт. По словам начальника отдела электронных платежей НБД-банка Сергея Мешалкина, пластиковые карты — вспомогательный продукт по отношению к основному направлению деятельности банка: кредитованию малого и среднего бизнеса. Банк ожидает роста числа выданных карт с ростом количества клиентов.
По платежным картам филиала банка «Уралсиб» в 2007 г. в Нижегородской области количество операций возросло на 15,3%, проводимые суммы — на 38,2%, количество эмитированных карт — на 25,9%. Количество пластиковых карт на 1 апреля 2008 г. — 80 369 шт. Представитель филиала «Уралсиба» Марк Вараксов прогнозирует дальнейший рост показателей. У «Уралсиба» одна из крупнейших сетей банкоматов в Нижегородской области — около 500 предприятий и учреждений получают зарплату по картам банка. До конца 2008 г. филиал собирается присоединить к проекту еще 100 таких предприятий.
Директор нижегородского филиала банка «Ак барс» Александр Скорняков отмечает, что в его филиале в 2007 г. было эмитировано лишь 500 платежных карт, в планах на 2008 г. довести показатель до 15 000 карт. Активно заниматься организацией зарплатных проектов филиал не собирается из-за больших затрат при сроке окупаемости до четырех лет и при риске отказа предприятий от услуг банка. Многие пока предпочитают совершать покупки на рынке, а не в магазинах, поэтому не проявляют большого интереса к картам, добавляет Скорняков.
Гендиректор «Интерфакс-ЦЭА» Михаил Матовников считает, что в дальнейшем рост показателей по пластиковым картам в Нижегородской области будет идти меньшими темпами. Он объясняет это тем, что более быстрые сегменты, такие как―зарплатные проекты крупных предприятий, уже охвачены. Теперь банкам надо работать по зарплатным проектам с более мелкими предприятиями, отмечает Матовников. Растет и количество карт по оплате услуг, говорит аналитик, однако для развития этого сектора надо инвестировать средства в оснащение соответствующим оборудованием магазинов, ресторанов, других объектов.