ЦБ прогнозирует сокращение дефицита бюджета
Дефицит федерального бюджета РФ в 2010 году может составить около 5% ВВП вместо заложенных в документе 6,8%, сообщил в пятницу первый зампред Банка России Алексей Улюкаев.
Заявление, безусловно, позитивное, но, по мнению экспертов, мало что значащее – все наши успехи в борьбе с дефицитом в последние месяцы связаны исключительно с высокой ценой на нефть, а она, как известно, имеет свойство меняться. Тем не менее власти по-прежнему продолжают «ставить на черное», надеясь, что эта ставка в очередной раз спасет отечественную экономику и федеральный бюджет.
Напомним, что в прошлом году дефицит федерального бюджета составил 5,9% ВВП, а с учетом расходов из фонда национального благосостояния (ФНБ) – 6,4%. Итоговая цифра оказалась существенно лучше прогноза властей: в конце декабря вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин говорил, что дефицит бюджета-2009 составит 6,3–6,4% ВВП, а в начале декабря он называл цифру в 6,9%. Еще раньше, весной, дефицит планировался на уровне 8,3% ВВП. Сокращение произошло благодаря увеличению доходной части бюджета. По предварительной оценке Минфина, в 2009 году она составила 7,336 трлн. руб., или 109,3% от запланированного. Расходы же оказались чуть меньше, чем изначально предполагали, – 9,662 трлн. руб., или 97,2% к уточненной росписи.
Увеличение доходов – заслуга мировых цен на нефть, прибыль от экспорта которой до сих пор остается одним из главнейших источников пополнения федеральной казны. Напомним, что бюджет-2009 был рассчитан, исходя из среднегодовых 41 доллара за баррель. Но поскольку стоимость «черного золота» прочно обосновалась выше 70-долларовой отметки, появились дополнительные доходы, которые власти и направили на покрытие дефицита бюджета. Тот же сценарий предполагается и в этом году. По словам г-на Улюкаева, более позитивные ожидания по дефициту бюджета на текущий год связаны с лучшим прогнозом по доходам и налоговым поступлениям. Ранее первый зампред ЦБ заявил журналистам, что ожидает цену нефти в 2010 году на уровне выше 70 долларов за баррель. А бюджет-2010, напомним, рассчитан, исходя из 58 «зеленых» за «бочку».
Заведующий лабораторией бюджетного федерализма Института экономики переходного периода Владимир Назаров считает, что дефицит будет все же выше, чем обещает ЦБ. «Наш прогноз – 5,9% ВВП, – сообщил он «НИ». – В прошлом году нас полностью спасла нефть. За последние два месяца – ноябрь, декабрь мы вернули в Резервный фонд почти полтриллиона рублей, после того как забрали в течение года почти 3 трлн.». По словам эксперта, в этом году тоже все будет зависеть от нефти. Если ее стоимость сохранится на текущем уровне, то дефицит бюджета будет меньше, чем планировалось.
Правительство планирует постепенно сократить размер бюджетной дыры. Согласно параметрам утвержденного трехлетнего бюджета, в следующем году дефицит должен составить 4% ВВП, а в 2012 году – 3%. По словам г-на Назарова, здесь власти рассчитывают уже не только на нефть, но и на свою инициативу по увеличению сборов вместо Единого социального налога с 26 до 34%. «Власти надеются получить на этом порядка 1,8% ВВП, – сообщил эксперт. – Но если от повышения взносов придется отказаться, либо работодатели начнут уходить в тень, и если цена на нефть будет низкой, у нас будут серьезные проблемы».
Единственный источник покрытия дефицита сейчас – Резервный фонд, объем которого за время кризиса существенно снизился: если на начало 2009 года он составлял 4 трлн. руб., то сейчас в государственной кубышке осталось 1,83 трлн. Предполагалось, что в этом году фонд будет истрачен до последней копейки, но теперь появляются шансы, что какие-то деньги в нем все же останутся. «Планируются небольшие заимствования, плюс в бюджет заложена достаточно консервативная цена на нефть, и есть надежда, что не весь Резервный фонд будет потрачен, – считает г-н Назаров. – Хотя есть и риски, например, у нас проходит повышение пенсий, в котором много что не учтено. В частности, в бюджет не заложена помощь некоторым регионам, которым потребуется доплачивать пенсионерам, чтобы довести размер их доходов до прожиточного минимума. Регионы должны оплатить это из своих средств, но есть предположения, что они придут просить денег у федерального центра, и никто даже не оценил, в какую сумму это может вылиться».
«Я считаю, что надо не уменьшать дефицит, а пересчитать бюджет на основе новых цифр и перераспределить расходные обязательства государства в соответствии с реальными потребностями экономики, учитывая постепенный переход экономики с сырьевого пути развития на инновационный, – заявил «НИ» член комитета Госдумы по бюджету и налогам Валерий Гартунг. – Весь вопрос в приоритетах государства. Можно сохранить Резервный фонд, можно его потратить. Если нас устраивает падение производства на 20% и безработица под 10%, то можно ничего не предпринимать. А если мы хотим, чтобы страна развивалась, нам необходимо стимулировать внутренний спрос, поддержать внутреннего производителя, с тем чтобы экономика начала расти».