Пользователями интернет-банкинга являются менее 7% клиентов банков
Повышение мобильности населения, требовательности к качеству обслуживания делает крайне актуальным развитие дистанционных форм обслуживания клиентов. Быстрые темпы развития Интернета, мобильной связи создают для этого серьезные предпосылки. Однако, в реальности дистанционное обслуживание развивается достаточно медленно.
Более 70% опрошенных вообще ничего не слышали об интернет-банкинге (ИБ), 18% знают, но по тем или иным причинам не пользуются им. Лишь 7% опрошенных указали, что они пользовались/пользуются ИБ. При столь низкой активности пользования системами ИБ и слабой информированности населения о данных системах, все же характерен высокий интерес к данным системам – 60% респондентов отметили ИБ, как интересующую их услугу.
В структуре текущего спроса на различные функциональные возможности ИБ выделяются операции по счетам (открытие счета через интернет, получение информации об остатке по счету, заказ выписки и др.) – 5% респондентов от общей выборки, операции с пластиковыми картами (заказ выписки по карте, блокировка карты, установка лимитов по карте, заявка на выпуск и перевыпуск карт и др.) и рублевые переводы между своими счетами и на внешние счета – 3%, которые более востребованы среди пользователей ИБ, чем остальные сервисы. Наибольший потенциальный интерес клиенты банков проявляют к таким возможностям ИБ как оплата коммунальных услуг и связь (более 50% респондентов).
Одна из основных проблем, сдерживающих развитие данного рынка – это отсутствие у потребителей информации об ИБ. Среди источников информации на долю сотрудников банков, которые могли бы профессионально объяснить возможности ИБ, приходится менее 10%, тогда как почти половина опрошенных, осведомленных об ИБ, среди источников информации называет знакомых, еще треть – сайты банков.
По нашим прогнозам, при более высокой информационной активности банков по отношению к ИБ, число пользователей ИБ в Москве в ближайшие 3-4 года увеличится почти в 4 раза и составит порядка 500 тыс человек.