ТЕМАТИЧЕСКИЕ РУБРИКИ

АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ




Бюджет не сходится по вине банков

Их рекапитализация потребует роста бюджетного дефицита до 10% ВВП.

Помощник президента Аркадий Дворкович вчера объявил новые ориентировочные параметры федерального бюджета на 2009 год, обсуждаемые в Кремле и Белом доме. Дефицит бюджета составит 8–10% ВВП, причем за счет бюджета и резервного фонда будет производиться рекапитализация крупных банков. Исходя из этого, для сбалансированности бюджета Минфину потребуется сократить более трети госинвестрасходов 2009 года.


О пересмотре основных параметров бюджета и сопровождающего его макроэкономического прогноза Минэкономики на 2009 год правительство объявило в январе, Минфин готовил вариант бюджета к 6 февраля, после этого состоялся ряд совещаний в Белом доме и у президента Дмитрия Медведева. Однако первые цифры проекта были объявлены господином Дворковичем лишь вчера — как рабочая версия.


Вчера “Ъ” в Минфине подтвердили, что проект бюджета-2009 с исправленными цифрами не передан в правительство, и отказались назвать новые сроки подготовки. По данным “Ъ”, не готов и прогноз Минэкономики (к 9 февраля он не был готов), однако источники в ведомстве неоднократно заявляли, что базовые составляющие его не меняются в сравнении с опубликованными в январе 2009 года: это среднегодовая цена нефти $41 за баррель, годовая инфляция в 13%, снижение ВВП — 0,2%. Предыдущий, декабрьский прогноз Минэкономики рассчитывался в базовом варианте исходя из $50 за баррель, инфляции — в 10–12%, рост ВВП — 2,4%.


Господин Дворкович заявил вчера, что дефицит бюджета в 2009 году составит около 8% ВВП, и на финансирование дефицита будет потрачена «примерно половина» резервного фонда, составляющего около 4,7 трлн руб. Возможен, по его словам, рост дефицита до 10% ВВП, и этот показатель является предельным — в этом варианте государство предусмотрит «рекапитализацию банков за счет резервного фонда».


Напомним, в действующей версии трехлетнего бюджета, рассчитанного в июле—августе 2008 года, доходы бюджета-2009 должны были составить 10,9 трлн руб., расходы — около 9 трлн руб. Согласно декабрьским прогнозам вице-премьера Алексея Кудрина, из-за падения цен на нефть до уровня около $40 за баррель размер доходов федерального бюджета составит в 2009 году около 6,5 трлн руб. Пока неизвестно, как девальвация рубля в декабре 2008 — январе 2009 года увеличит, прежде всего, нефтегазовые доходы бюджета в рублях, исходя из укрепления курса — не менее чем на 15–20%, то есть на уровне до 1 трлн руб. Отдельным вопросом является размер ВВП, исходя из которого господин Дворкович оценивает дефицит бюджета. Исходя из прогноза Минэкономики и индекса-дефлятора ВВП на прошлогоднем уровне (около 13%), ВВП составит порядка 47 трлн руб. Таким образом, бюджетный дефицит в 8% ВВП — это около 3,8 трлн руб. В случае если доходы бюджета составят около 7 трлн руб., с трансфертом из резервного фонда на уровне 2,4 трлн руб. для балансировки бюджета Минфину необходимо сократить расходы на уровне около 1,4 трлн руб., или около 15% расходной части федерального бюджета.


На деле задача Алексея Кудрина, в этом виде решаемая с большим трудом, еще более сложна. Как сообщил “Ъ” источник, близкий к администрации президента, в настоящее время в дефицит бюджета, покрываемый из резервного фонда, будут включены расходы на рекапитализацию крупнейших банков. Бюджет, по его словам, рассчитывает проводить докапитализацию ряда госбанков через покупку акций допэмиссий крупных банков непосредственно из бюджета, покрывая дефицит из резервного фонда — это и имел в виду Аркадий Дворкович, говоря о «рекапитализации из резервного фонда». Что же касается субординированных кредитов банкам в капитал второго уровня, уточнил источник, их планируется предоставлять из средств фонда национального благосостояния (ФНБ).


На совещании 3 февраля у премьер-министра Владимира Путина, как уже писал “Ъ”, средства, требуемые на докапитализацию банков двумя способами при уровне «плохих кредитов» в их активах в 20%, оценивались примерно в 2 трлн руб. Если суммы поддержки банков из ФНБ и резервного фонда будут равными, резервный фонд потратит дополнительно еще 1 трлн руб. Алексей Кудрин ранее говорил о суммарных тратах на рекапитализацию в $40 млрд руб., или 1,4 трлн руб. Но и в этом случае в проект бюджета необходимо внести новые расходы на уровне 0,7–0,8 трлн руб. Следовательно, потребность в сокращении расходной части бюджета составит порядка 2,1 трлн руб., или 23%. Отметим, рост дефицита бюджета еще на 2% с нынешних 8%, о которых говорил Аркадий Дворкович, предполагает вливания в банки только из бюджета в размере около 0,9–1 трлн руб.— это ближе к верхней границе оценок потребностей банков в капитале, чем к нижней.

Как сообщил “Ъ” источник в правительстве России, причина отсутствия проекта бюджета в Белом доме — сложности в сокращении бюджета в таком масштабе. На деле около 4–4,5 трлн руб. расходов федерального бюджета — несокращаемые социальные статьи, а 1 трлн руб. гособоронзаказа на 2009 год Владимир Путин объявил вчера неприкосновенными. Напомним, в декабре 2008 года правительство приняло решение о временном сокращении инвестрасходов министерств на 15%. Сейчас же задача Алексея Кудрина решается лишь сокращением их не менее чем на 35–40% в 2009 году. «Сейчас идут персональные консультации Алексея Кудрина с министерствами по поводу сокращений, иногда довольно тяжелые»,— поясняет собеседник “Ъ”. Впрочем, вице-премьеру приходится обсуждать и рост расходов. Вчера вечером господин Кудрин, по сообщению директора департамента Минфина Алексея Саватюгина информагентствам, планировал обсуждать с руководством ВТБ и Сбербанка вопрос о допэмиссии их акций — то есть рекапитализации на уровне капитала первого уровня за счет бюджета путем допэмиссии предположительно обыкновенных, а не привилегированных акций.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Худая теплица
Предвестники кризиса
Правда о Вашем банке



ПАРТНЕРЫ
 
 

Главная | Новости | Кризис - 1998 | Реформы | Регулировани | Банки и реальный сектор | Вклады граждан в банках | Перспективы развития банковской системы России | Архив новостей
| Правила пользования | Заметки на полях | Горячее | Книги | Цитируемость | Анонсы | Публикации | Перспективы развития банковской системы России | Статьи | Ссылки
   

Copyright © Михаил Матовников 2000-2024. При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.