Банкам нашлась замена - инвесткомпании заняли почти треть рынка размещений
Информационное агентство Cbonds опубликовало рейтинг организаторов рублевых займов на российском рынке за 2007 год. Согласно исследованию, банки, являвшиеся традиционными лидерами среди организаторов облигационных займов, уступают свои позиции инвесткомпаниям. Банки смогут удержать свои позиции на облигационном рынке лишь в случае стабилизации ситуации на финансовых рынках.
По оценке Cbonds, объем размещений корпоративных и муниципальных рублевых облигационных займов на российском рынке в 2007 году составил 521 млрд руб. Это на 21 млрд руб. меньше, чем годом ранее. Объем размещений сократился впервые за время существования российского рынка облигаций: в предыдущие годы темпы роста составляли 45-75% в год. Провальным оказалось второе полугодие 2007 года, когда из-за кризиса высокорисковой ипотеки в США выросла стоимость заимствований, в том числе и на российском рынке, и, как следствие, сократилось число и объем размещений.
Лидерство по объемам размещений, как и в 2006 году, удерживают окологосударственные банки -- ВТБ и Газпромбанк. Группа ВТБ разместила эмиссии объемом свыше 78 млрд руб., Газпромбанк -- на 60,5 млрд руб. На третьей строчке оказалась инвесткомпания "Тройка Диалог", разместившая долговые бумаги на 52,6 млрд руб. По итогам трех первых кварталов 2007 года "Тройка" удерживала лидерство. Однако в последнем квартале не провела ни одного размещения. ВТБ и Газпромбанк в этот период размещали крупные займы: либо собственные, либо структур, входящих в их группы.
Однако в целом инвестиционные компании укрепили свои позиции на рынке рублевых облигационных займов. Если в 2006 году их доля в общем объеме размещений составляла около 18%, то в 2007 году на них пришлось 27%. Среди 30 крупнейших организаторов треть составили инвесткомпании, тогда как в 2006 году они составляли лишь пятую част. "У инвесткомпаний нет скрытого конфликта интересов, как в банках",-- поясняет директор управления первичных размещений "Тройки Диалог" Сергей Видяев. По его мнению, банк стремится кредитовать под максимально высокие проценты, а эмитенты стремятся разместить облигации с более низкой доходностью. "Инвесткомпании же выступают в роли агентов, способных учесть пожелания инвесторов и эмитентов, и конфликт интересов отсутствует",-- уверяет господин Видяев.
О переделе облигационного рынка говорить пока рано, считают эксперты. "Инвесткомпаниям удалось улучшить прошлогодние показатели благодаря качественной базе инвесторов, готовых нести деньги на облигационный рынок в условиях нехватки ликвидности на рынке",-- отмечает руководитель инвестиционно-банковского департамента МДМ-банка Никита Ряузов. С ним соглашается вице-президент Газпромбанка Игорь Русанов: "В условиях сложной ситуации на мировых финансовых рынках одним из главных преимуществ становилась налаженная работа с клиентами. Инвесткомпании в этом направлении работают существенно лучше. У банков на систематическую работу с инвесторами не так много сил и времени".
В дальнейшем после стабилизации финансового рынка инвесткомпании вряд ли смогут укрепить свои позиции, уверены эксперты. "Скорее всего, нынешний уровень присутствия инвесткомпаний в этом сегменте стабилизируется. Треть рынка -- это как раз тот объем, который им по силам",-- рассуждает Никита Ряузов. У банков более сильные позиции в борьбе за мандаты на размещение облигаций, в том числе благодаря возможности привлекать бридж-кредиты и брать часть обязательств на себя, добавляет директор департамента инвестиционно-банковских услуг Транскредитбанка Роман Журков. Впрочем, инвесткомпании пытаются укрепить свои позиции и на банковском рынке. В конце прошлого года для этих целей "Тройка Диалог" приобрела коммерческий банк.
Александр Ъ-Мазунин
Газета «Коммерсантъ» № 9(3826) от 24.01.2008